Вы здесь
Культура североамериканских индейцев
Развитие художественной культуры североамериканских индейцев и всей системы их искусств, как традиционных, так и нетрадиционных, во второй половине XX в. совершило резкий скачок. Характеризуя современное состояние "художественной культуры индейцев, можно сделать вывод: при относительной малочисленности коренного населения Северной Америки она занимает важное место в культурной жизни США и Канады, как в прошлое время, так и в настоящее. Дело не в том, что индейцы являются древнейшим исконным социокультурным элементом Америки, а в их ярко выраженном эстетическом своеобразии, во внушительном культурном потенциале, который индейские этносы смогли привнести и привносят в американскую культуру.
Созданное индейцами на протяжении веков культурное достояние благодаря отчетливо выраженному в нем демократическому содержанию по самой своей сути принадлежит всему человечеству. Однако художественное наследие индейцев не получило столь широкой известности, как, например, африканское искусство, за пределами страны. Здесь заключается важная особенность исторической судьбы художественной культуры индейцев: их зависимое положение внутри «господствующего общества», определяемого буржуазными нормами и оценками. Находясь внутри «чрева акулы», выражаясь словами поэта Уолтера Лоуэнфелса, американские индейцы ведут борьбу за свою политическую, экономическую и духовную независимость, которую вполне можно назвать героической. Немаловажное место в этой борьбе принадлежит противостоянию эстетических ценностей.
На начальных этапах историко-культурных контактов индейцев с европейцами аборигены США — Канады служили синонимом американской самобытности и в качестве художественного образа и социально-философского понятия быстро вошли в сознание и общественную жизнь европейских стран, таких как Англия, Франция, Германия, а уж потом и Россия. К XX в., когда исторический и военный спор за континент окончательно разрешился в пользу американского капитала, ситуация изменилась: индейская культура была отодвинута на периферию и ее прямой выход к общечеловеческому признанию затруднен спецификой империалистического развития современного общества США—Канады.
Сегодня художественная культура североамериканских индейцев представляет собой трудноразделимый сплав разных искусств и является результатом двух процессов: аборигенного развития, взаимообогащения индейских культур и индейско-европейских контактов XVII—XX вв. Эта его особенность определяет резкую самобытность, специфику многих произведений подлинного искусства, в котором можно безошибочно обнаружить «индейскую» природу. Более того, контакты с европейцами и весь последующий сложный путь развития индейских культур способствовали формированию национально-этнических характеристик индейского искусства и облика их современной художественной культуры. Термины «традиционные» и «нетрадиционные» искусства, часто используемые в специальной литературе применительно к индейскому искусству, имеют относительный характер и употребляются для удобства, в целях различения народных промыслов, «доевропейских» в своей основе видов (устное народное творчество, керамика, плетение и другие виды, которые постоянно «осовремениваются») и таких современных видов, как музыка, живопись или литература, хотя в определенном смысле эти искусства также уходят корнями в глубокое прошлое.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии