Вы здесь
I Ежегодный фестиваль русской традиции «Славянский Спас»
18 сентября 2011 года на холмистых просторах посёлка Суоранда Всеволожского района Региональная общественная экологическая организация «Община славянского наследия Крина» совместно с Товариществом «Славяне – Казачья стража», семейным клубом-мастерской «ВАСИЛИСА» и клубом Русского Боевого Многоборья в пору сбора урожая провела I Ежегодный фестиваль русской традиции «Славянский Спас».
Проведение фестиваля было согласовано с администрацией Заневского сельского поселения (Махортова Анна Юрьевна, зам главы администрации) и с хозяином земельного надела Альховым Дмитрием Юрьевичем.
Община Крина давно облюбовала этот прекрасный уголок. 18 лет, с самого момента своего образования, она выезжает на холмы Колтушской возвышенности справлять календарные праздники. А в 1999 году недалеко от Пундоловского кладбища на опушке леса был установлен шестиметровый Чур. На установку Чура были приглашены другие славянские общины (из Санкт-Петербурга и Москвы) и староста местной финской общины. За долгие годы своего существования Крина поддерживает порядок вокруг холма, иногда приходится восстанавливать Чура, которого неизвестные “доброжелатели” рубят, пилят, сжигают или просто оставляют надписи.
Самый большой урон Чуру и окружающей местности был нанесён летом 2011 года, когда здесь снимали фильм про Великую отечественную войну. Вся земля была изрыта рвами и окопами, застроена блиндажами, завалена горелыми пиломатериалами и колючей проволокой. Больше месяца опушка лета находилась в военном состоянии, а Чур укрывался в окопе. Киношники Чура не рубили и не пилили, и почти не повредив, сложили его в куче с остатками пиломатериалов, небрежно закопав окопы и не выровняв рвы. Такое бедственное состояние некогда прекрасной местности послужило серьезным стимулом провести на этих холмах, вновь пострадавших от войны, наш Фестиваль.
Работы было много. В течение нескольких дней самоотверженно и бескорыстно мужчины – общинники «Крины» трудились на холме, приводя в порядок и облагораживая пространство будущего праздника. Вокруг холма был вырыт ров по образцу древних святилищ курганного типа, а из вывернутых из земли камней вокруг восстановленного на вершине Чура был сложен северный классический восьмикруговый лабиринт (научные консультанты – д.т.н., член РГО В.В.Токарев и к.г.н., член РГО Г.Н.Паранина).
Фестиваль был приурочен к старинному русскому празднику «Осенины», приходящемуся на момент осеннего равноденствия, и восемнадцатилетию «Крины».
Основная задача Фестиваля - это познание нашими современниками собственной традиционной культуры и самобытности, объединение людей разных политических и религиозных убеждений, чтобы люди, близкие по духу, нашли повод для встречи. Изначально было заложено, что Фестиваль будет проходить в виде народного гуляния, где каждый сможет поучаствовать в игрищах, мастер-классах, приобрести продукцию народного творчества, послушать выступления певцов и музыкальных ансамблей, сам принять участие в коллективном пении. Мы хотели, чтобы на нашем празднике не было пассивных зрителей, а были полноправные участники – творцы праздника и своей судьбы.
Настоящее бабье лето, которое в полной мере открылось только на выходные дни, способствовало проведению Фестиваля. Солнце отдавало последнее летнее тепло участникам. На деревьях появились первые признаки золотой осени. Облака создавали загадочные образы, а общее настроение определялось ожиданием чуда.
Через Фестиваль прошло около 300 участников и гостей. Рукодельники предлагали гостям свою продукцию: керамические и кожаные изделия, плетения чеканку, тканые пояса (клуб «ВАСИЛИСА»), обереги (творческая мастерская «Колесо» и «Белая мастерская»). Всё красиво, радует глаз, греет душу. Были представлены книги авторов-сочинителей из Крины (П.И.Кутенков, А.Г.Резунков), а также книги по теме русской традиции. Н.А.Егорова в нарядной русской сряде представляла расписные печенья-козули.
Желающие могли пострелять из лука, пометать топоры, ножи и даже попробовать забить гвоздь без молотка. И каждый мог прикоснуться к глубинной тайне лабиринта – пройдя по его закоулкам, загадать желание, послушать себя, помочь себе.
Во время Фестиваля можно было перекусить в уютной таверне «Сытый сыч» (ООО «Рыцари за работой», Олег Юкович) или испить горячего чаю с пирожками, приготовленного на костре.
Открытие Фестиваля состоялось около трёх часов пополудни. Организаторы поприветствовали гостей, стоящих вокруг импровизированной площадки, Владимир Юхно исполнил гимн, а Вайга Рарог под бодрую песню “Во кузнице молодые кузнецы” закрутила всех присутствующих в хороводе.
Сразу после открытия на ристалище начались поединки. Руководитель клуба Русского Боевого Многоборья Евгений Субботин приглашал всех желающих показать свою удаль молодецкую, померяться силушкой с другом в боевом поединке. Поединщики сами выбирают, будут они бороться или боксировать, драться на ножах, фехтовать на мечах или дубасить друг друга дубинками. Весь реквизит не боевой, повредить противника не сможет, но нужна внутренняя смелость, чтобы выйти на бой перед публикой. Выходили все от мала до велика, и парни и девчонки. Как потом сказал Евгений: “Полтора десятка боёв, которых было лично у меня за два часа – это отличный способ устать, а всего их проведено было не менее полусотни”.
А на другом конце поляны, на импровизированной сцене выступали музыканты и музыкальные ансамбли. Открыл программу исполнитель народных песен на гуслях и волынке – Алексей Кошелев. Свой новый альбом «Колесо» показала группа «Колобэндъ» (руководитель Андрей Фёдоров). Очень украсил праздник народный коллектив «Узорица» (руководители Архипов Владимир Юрьевич и Анна Финогенова). Акустика этого места даже с небольшим усилителем позволила озвучить всё пространство праздника.
Гости могли пройти мастер-классы по плетению на бердо у Надежды Гордеевой, попробовать себя в роли огневиков под руководством Варвары Форминой, Тамара Пономарёва знакомила с системой Белояр. Василий Волков показывал, как правильно метнуть топор или нож. Вместе с Алёной Ус все участники Фестиваля мотали жизнерадостные солнышки-обережки из разноцветных ниток.
После того, как ристалище выполнило свою задачу, на поляну вышел атаман Адмиралтейской станицы Игорь Владимирович Чипизубов – большой мастер организации стеношных боёв.
Собралось две ватаги: от общины Крина и от гостей Фестиваля. Стеношные бои, кроме всего прочего, носят ещё и гадательный характер (определяют, какой будет осень), поэтому, после жеребьёвки, команда Крины получила название «Хлад», а команда гостей – «Жар».
Началось ратоборство с перетягивания каната. Середина каната долго перетягивалась то к северу то к югу, но затем уверенно сместилась на север. По традиции перед каждым сходом отдельные бойцы выступают в единоборном поединке. В борцовском поединке от Крины выступил основной организатор Фестиваля – Дмитрий Патриотов, многим известный как Дракон, его противником выступил Всеволод Костенко. Силы противников были почти равны, но Дракон оказался боевитее и судья присудил победу ему. После того, как атаман (он же по совместительству и судья) объяснил задачу “стенок” и основные правила (выдавить стенку противника на край площадки, при этом в голову и ниже пояса не бить, ногами не лягаться), Хлад и Жар, поприветствовав друг друга, начали сходиться. Бойцовские качества, видимо, заложены у человека в крови. Стенки сошлись и начали медленно, но упорно давить друг на друга, закручиваться, а затем весь комок сомкнувшихся тел неудержимо рванул на север и рухнул на краю площадки. В первом сходе победу одержал Жар.
В следующем поединке бились на кулачках. Жар долго не мог выставить бойца против Криновского богатыря Никиты. Силы были неравны, и победа досталась Никите, но атаман сказал супротивнику, что его победа заключается в том, что он не побоялся бросить вызов очевидно более сильному. Второй сход был тяжёл. Стенки сходились и падали, не дойдя до края, смещаясь то к северу, то к югу. Судья поднимал бойцов и снова заставлял сходиться, бойцы вставали и давили друг на друга, но установить явного перевеса не смог ни Жар ни Хлад. Второй сход был признан ничейным.
Перед третьим сходом был поединок шапошников. Задача поединщиков – сорвать шапку с головы противника. Боец Жара оказался ловчее. В третий раз сошлись стенки. Сначала они привычно начали смещаться к северу, выдавливая Хлад, но затем вся эта махина дёрнулась к югу и покатилась, набирая скорость, и рухнула на южной границе площадки. Затем куча стала разделяться на отдельных бойцов, которые радостно стали обнимать друг друга в знак примирения. Бой закончился круговой чашей с горячей медовухой. Бойцы славили предков, родную Землю и друг друга.
Если рассмотреть гадательную сторону процесса, то начало осени ожидается тёплое, но с заморозками, в середине – холод и тепло будут пихаться, выходя на заморозки, а в конце похолодает довольно резко, но будут проблески тёплой погоды.
После “стеношного” напряжения Алёна под гусельное сопровождение завела игровые хороводы. А солнце всё спускалось к горизонту. Участники помаленьку стали складывать вещи, одна за другой отъезжали машины.
Как только солнце скрылось за лесок, на холме началось огненное представление. Те, кто весь день учились крутить огненные шары и делать виртуозные фигуры огненными веерами, превратились в настоящих огневиков. Организаторы зажгли факела на лабиринте и на этой огненной ноте завершили фестиваль.
Я не видел тех, кому Фестиваль не понравился. Многие, прощаясь, благодарили за удачный праздник и спрашивали, а когда будет следующий? Последние участники уезжали уже в темноте, оставив праздничную поляну в чистоте и порядке.
Резунков Андрей Геннадьевич, руководитель Региональной общественной экологической организации «Община славянского наследия Крина»
Статья и фотографии предоставлены организаторами фестиваля "Славянский Спас"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии