Вы здесь
Для тех, кто едет на Валаам впервые.
Очень часто для людей, посетивших Валаам в качестве туриста, паломника, гостя вообще, остаётся загадкой — кто все эти люди? В поле, в саду, в грязной рабочей одежде. И где монахи? Почему их не видно? Почему стену штукатурят не люди в подрясниках, а люди в спецовках? Это обычные вопросы туристов.
Но и для тех, кто работает на Валааме недели две-три, а то и год-два, многое в обители остаётся тайной. Так и должно быть. В глубины монастырской жизни погружаться надо неторопливо и без претензий. На это не у всех есть время и терпение.
Но если вы едете на Валаам впервые, то кое-что стоит узнать заранее
Валаамский монастырь - большой! Храмы, разнообразные хозяйства и скиты располагаются на островах архипелага в Ладожском озере и в горах Кавказа, в городах Сортавала, Приозерск, Москва и Санкт-Петербург. Глубокий, как кроличья нора, многолюдный и самобытный, сегодняшний Валаам не такой, каким его описывают недруги, и не такой, каким его описывает пожилой и сентиментальный Иван Сергеевич Шмелёв, он даже не такой, каким его показывают в современном документальном (будто бы) кино.
Валаамский монастырь – живой! Постоянно в монастыре трудится и молится около 200 монахов. С музыкальным и медицинским образованием, с незаконченным средним, с большим духовным опытом, с непростым социальным, молодые и очень уже не молодые, добрые и капризные, ни в чём друг на друга не похожие люди. Около 100 человек готовится к постригу и официально в число братии обители не входит.
Здесь мы говорим только о той части монастыря, которая располагается на островах в Ладожском озере
Для того, чтобы топились печи, стройно пел хор за богослужением, вовремя бил колокол, а на столе появлялся обед, в монастыре издревле каждый нёс своё послушание, то есть занимался своим делом.
2019г.
В Валаамском монастыре есть гараж, флот, продуктовая служба (келарская), паломническая служба, шесть гостиниц, общежития для трудниц и для трудников, для волонтёров, для сотрудников тех же самых служб, три трапезных, ризница, швейная мастерская, пекарня, свечной завод, столярная мастерская, кузница, склады, хранилища, фруктовые сады, теплицы, ферма, сыроварня, рыбное хозяйство, котельные, музей и много ещё чего есть!
Каждую монастырскую службу кто-то да возглавляет, чаще всего монах. У каждой службы есть свои цели и задачи, свои пути решения текущих вопросов, свой «креатив» или полное и категорическое его отсутствие. В одной и той же службе могут трудиться наравне монах, трудник, наёмный разнорабочий или специалист узкого профиля.
Так было уже в истории Валаама. Трогательная старинная надпись «Трудами братии Валаамского монастыря» часто заслоняет собой огромный коллектив из крестьян различных губерний. В течение всего 19 века люди ехали на остров ради молитвы и спасения души, заработать копеечку, пересидеть голодный год или перебороть запой. Эти же люди строили дороги и храмы, ловили рыбу, делали кирпич, стлали полы, клали печи, писали иконы. Кто-то давал монашеские обеты, а кто-то никогда к этому не стремился, но жил и трудился в обители до самой смерти. Ничего не изменилось! Всё то же!
Рабочие, трудники и волонтёры во славу Божью
«Во славу Божью» — это не «за бесплатно», не за еду, не за крышу над головой. Это за Любовь. Это показатель качества и ответственности. Зарплата не отменяет Божественного вознаграждения. Как «бесплатность» ничего не гарантирует!
На Валааме — так уж сложилось традиционно — всех наёмных рабочих так и называют «рабочие». Летом их на Валааме более тысячи человек. Штукатуры, кровельщики, каменщики, экскаваторщики, сварщики, инженеры-электрики, водопроводчики, водители, экскурсоводы, прачки, горничные, банщики и повара получают деньги за ту работу, на которую нанимались. Нельзя забывать о монастырском флоте, который находится в руках профессионалов.
Есть рабочие сезонные, а есть те, кто трудится в монастыре многие годы.
Нюансы, в которых стоит сразу разобраться
Работать в монастыре, не ожидая денежного вознаграждения — это традиция. Кто-то имеет возможность и дарит монастырю золотые облачения, сыроварню, упаковку носков или электрический чайник. Кто-то – дни своей жизни, силы, здоровье, мастерство. Это осознанный дар, это добровольная жертва. И если сердце твоё не желает этого, то не о чем и говорить, просто проходи мимо, ничего не жертвуй.
Трудник, наше родное устаревшее слово, означающее «трудяга, труженик», в современных монастырях употребляется именно в отношении тех работников, кто материального воздаяния за свой труд не получает и в братии не состоит. Все монахи в начале своего пути когда-то где-то были трудниками. Жили в обители, приглядывались к местным порядкам, к уставу, к духовникам и к игумену. Но далеко не каждый трудник имеет мысли о монашестве. За год больше тысячи мужчин приезжает в монастырь на две-три недели потрудничать, помочь Валаамским братьям мыть посуду и чистить картошку, заодно помолиться и отдохнуть от мирской суеты.
В наше время, когда в своём вероисповедании человек определяется лет в 25-30, а то и позже, в монастыри Русской Православной церкви как-то вдруг легко вошло красивое, европейское слово волонтёр. Вошло оно с теми людьми, кто не может сказать о себе «да, я христианин», но говорит «я хочу помогать».
Чем отличается валаамский волонтёр от трудника?
Ничем!
Но!
Отличие волонтёров от трудников не бросается в глаза, но оно есть
В анкете, которую заполняет волонтёр, нет вопроса о религиозных убеждениях. Волонтёров не привлекают к утреннему и вечернему молитвенному правилу в общежитии. Мужчины и женщины пьют чай и едят пироги за одним столом, работают в одном поле, хором поют у костра. Именно это привлекает в программу «Волонтёром на остров Валаам» людей разных национальностей и религиозных убеждений. В наше время, кроме католиков, мусульман и аюрведистов, можно много кого встретить. И разные люди с большим удовольствием пропалывают свеклу на своей родной планете ради общения и свежего воздуха. Что странно, конечно, но не очень!
В наши дни Валаам посещают самые разные люди.
Туристы на байдарках, с палатками, под парусом
Туристы на круизных теплоходах, для которых монастырь – не всегда цель поездки, но лишь часть большой экскурсионной и развлекательной программы. Журналисты, которые о Валааме рассказывают каждый раз что-то своё, чего зачастую и нет вовсе. Художники, фотографы, блогеры.
Паломники
Паломник в наши дни - это турист-богомолец, по путёвке или «дикарём» посетивший святое место. Согласно своим интересам и материальным возможностям паломник может выбрать гостиницу и питание, экскурсии или иную форму досуга, приличную в монастыре. На Валааме можно покататься на лодке, велосипеде, гольфкаре, прогуляться пешком в одиночестве или в сопровождении экскурсовода. Но для паломника смыслом поездки остаётся молитва и участие в таинствах, монастырская полунощница и молебны у мощей преподобных Сергия и Германа.
Людей добрых и злых, правдивых и лживых, тех, у кого сердце чисто, и тех, у кого в глазу застрял осколок кривого зеркала – многих-многих притягивает современный Валаам.
И на самом острове живут и работают люди очень разные.
Чем же занимаются сами монахи, если монастырь полон рабочих, трудников и волонтёров? Где они и почему мы их не видим? Эти вопросы задают все люди, заглянувшие в Валаамский монастырь на один день.
Начать перечислять те места, где прячутся монахи от фотоаппаратов можно с самых монашеских послушаний: производство церковных свечей (ароматных, красных к Пасхе, зелёных к Троице), выпекание просфор и хлеба, изготовление сыра, уход за коровами. Монахи чистят овощи, работают в теплице, в птичнике, в саду, в гараже, в мастерских, в библиотеке.
Большое, красивое и тяжёлое послушание – клирос – это целый отдельный мир, как и трапезная! И очень часто братия, поющая или читающая в храме, между службами послушается еще где-то: сидит за рулём грузовика, замешивает тесто, убирает грязную посуду со стола.
Встретить, обогреть, накормить, проводить, починить, разгрузить. Всё это и многое другое делается в монастыре монахами и послушниками.
Разъясняя, что к чему, нельзя не упомянуть о самом важном послушании, очевидном и таинственном одновременно. На Валааме ежедневно служится Литургия, нередко одновременно в нескольких храмах. Днём – молебен, вечером – каноны или бдение и всегда - многочасовая исповедь. И если кающийся грешник может, заскучав и притомившись, пренебречь таинством, перенести на утро, то иеромонах остаётся до самого последнего человека в длинной очереди. Иеромонах, дьякон, певчий, алтарник, церковник, звонарь – служат, послушаются, работают. А волонтёры, трудники и рабочие помогают монастырю и самим себе, конечно.
2019г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии