Вы здесь

Неизвестный Мир - III (Армения)

27.06.03 На границе Грузии и Армении с обеих сторон армяне. Фактически прозрачную границу прошли без проблем, даже паспорта проверили лишь мельком. Сами пограничники жаловались, что многие контрабандисты просто сворачивают с дороги и объезжают таможню по полю, а местное население при пересечении границы даже не особо беспокоится брать с собой паспорта.
В этот же день добрались до Еревана с ветерком. Водитель Амаяк работал на российской военной базе в Ахалкалаки, имел свое кондитерское производство, да еще и возглавлял некое общественное объединение поддерживающее Шеварнадзе (хотя сам Амаяк осуждал его политику).
В Ереване разместились в институте ИВЭСЭП, благодаря знакомству с директором института Ниной Константиновной Есаян еще по обществу "Знание" в Санкт-Петербурге. Ночевали без особенного, впрочем, комфорта - прямо на партах в аудитории, ну да нам не привыкать. Ереван весь перерыт. Ведется ремонт, строительство. Такими темпами столица Армении скоро станет одним из самых красивых городов СНГ. Уже сейчас по улицам приятно пройти. Множество симпатичных ресторанчиков, магазинов и на каждом углу интернет-кафе.
Материалы взяты с официального сайта экспедиции: http://www.geocities.com/koubatian/30.06.03 Идем в консульство Ирана. Там хотят 75 долларов за транзитную визу на 5 дней. Теоретически делается она на следующий день, но нас подозревают в журнализме и прочем шпионстве, поэтому процесс изготовления визы затягивается. Иранцы хотят рекомендательное письмо от российского консульства. Дело обычное, но российский консул В.И.Хрулев наотрез отказывается дать нам эту бумагу, предлагая получить визу Ирана "цивилизованным" путем, то есть вернувшись в Москву. Заодно он сообщает, что в Иран лучше вообще не ехать, и в Грузию тоже - опасно, там по улицам ходят вооруженные до зубов чеченцы, охотящиеся на случайных русских путешественников. Увы, в российских консульствах до сих пор процветает некомпетентность и равнодушие. Единственное место, где нам искренне постарались помочь - МИД Армении, но, к сожалению, разговор "мидовцев" с консулом Ирана ничего не дал. Дело снова уперлось в злосчастное рекомендательное письмо из консульства РФ. Похоже придется возвращаться обратно в Грузию. А потом куда, в Турцию? Дело принимает непростой оборот.

1.07.03 В Ереване бастуют машинисты метро. Соответственно метро не работает. Вообще его построили в советское время больше из соображений престижа, чем необходимости. Даже специально переселяли людей из деревень в столицу, чтобы набрать заветный миллион жителей необходимый для получения из Москвы разрешения на строительство метро и, разумеется, значительных сумм денег. В основном нынешнее население Еревана предпочитает пользоваться маршрутками, в изобилии носящимися по городу. В поезде метро всего два вагона и только одна ветка. Стоимость проезда - 40 драм (около двух рублей).
Над городом возвышается монумент "Мать-Армения". Он стоит на горе и виден издалека. А раньше там стоял памятник Сталину. Когда его сносили (во время "оттепели"), то затемняли город - выключали свет и заставляли жителей окрестных домов наглухо закрывать окна, чтобы никто не видел происходящее. Но даже сверженный с пьедестала вождь умудрился при падении раздавить двух солдат.

4.07.03 Мы открыли фотовыставку в "Армен-пресс". Было телевидение и журналисты из разных газет. Приятно. Консульство РФ раскололось на рекомендательное письмо, правда не в иранское консульство, а в... грузинское. На возвращение транзитом в Россию. И на том спасибо, а то грузины визу давать не хотели. Даже с письмом несчастная трехдневная транзитная виза стоила каждому из нас 30$, да еще надо было ждать десять дней. Но выбора не было. Границы с Азербайджаном, Турцией и Нахичеванью наглухо закрыты. Иран визу не довал. Мы были в ловушке.
Вечером посмотрели на себя в новостях. Журналисты, рассказывающие про выставку, сообщили про наши визовые проблемы, и заодно предположили, что если визу мы так и не получим, то останемся в Армении собирать абрикосы в долине Арарата. Очень смешно.

5-6.07.03 На выходные ездили изучать достопримечательности Армении греческий храм Гарни, монастырь Гехард и озеро Севан. Ели сигов и раков. Познакомились со множеством интересного народа. Настроение, ухудшившееся было в Ереване, снова пошло на поправку.

8.07.03 Подали документы на грузинскую визу и отправились путешествовать по Армении. Что не делается - все к лучшему. Ну, дали бы нам визу Ирана сразу, мы бы в Армении и не задержались бы, а так хоть страну посмотрим.
Первый же водитель вывезший нас из Еревана пригласил нас к себе в гости в поселке Арарат. Вачик работал инженером на золотодобывающем комбинате, его жена Марина была русская из Екатеринбурга. Мы сперва ездили купаться в родоновый бассейн, потом посетили родителей Вачика, где нас учили готовить мацун - любимый армянский кисломолочный напиток. А вечером еще зашли к соседям на домашний концерт, где пели под аккомпанимент фортепиано армянские песни. Кстати, Вачик рассказывал, что когда была война с азербайджанцами, они на своем заводе изготовили самодельную пушку и перевозили ее прицепленной к "москвичу". Эта пушка и сейчас еще где-то хранится... Из квартиры Вачика была хорошо видна гора Арарат - национальный символ Армении, находящийся сейчас на территории Турции (временно, как надеются армяне). У Арарата две вершины Большой Арарат и Малый (или, как их еще называют, Сис и Масис).

9.07.03 Проезжая поселок Арени, разжились знаменитым местным вином. Его приобрел водитель Карен и попросил нас зайти к его приятелю Вартгесу, чтобы передать привет. Вартгес работал смотрителем заповедника и жил в пещере по дороге к монастырю Нораванк. Всего до монастыря было около восьми километров, и вела к нему узкая дорога проходящая в горном ущелье. Пещера Вартгеса была действительно пещерой. Правда хозяин оборудовал ее решеткой и входной дверью. Внутри он организовал что-то вроде кафе, где каждый мог бы остановиться и отдохнуть. Столы представляли собой плоские каменные плиты, стулья - закрученные корни каких-то деревьев. Вокруг стояли какие-то древние кувшины, плуги, прялки и прочие предметы из прошлых веков. Почти что музей. Пообщавшись с Вартгесом, мы отправились смотреть монастырь, а потом снова вернулись в пещеру. Пока мы ходили туда и обратно, оказалось что к Вартгесу приехали гости, в том числе и тот самый Карен, от которого мы передавали привет. Мы сели пить вино и есть копченых сигов, которых привез кто-то из гостей. Стемнело. Вартгес зажег керосиновые лампы и развесил их по всей пещере. Ощущения были весьма необычные, как будто оказался в сказке. В этой же пещере мы и заночевали.

10.07.03 В Грузии есть минеральные воды Боржоми, а в Армении - Джермук. Местные жители даже утверждают что их Джермук ничуть не хуже, а то и лучше. Что ж, стоило это проверить. Мы добрались до Джермука, искупались в минеральных источниках и набрали воды с собой. В городе есть интересная галерея, где расположены пять кранов из которых непрерывно хлещет джермук разной температуры от 35 до 53 градусов. Выбирай какой хочешь. Между прочим, популярный в Армении тан, молочный напиток из мацуна и воды, что продается в магазинах, делается как раз на джермукской воде.
В этот вечер мы заночевали в деревне Галидзор в доме учителя. До этого нас пыталась заманить к себе в гости какая-то подгулявшая компания, но мы успешно скрылись от нее. Мы уже привыкли к тому, что путешествия по Кавказу связаны с практически ежедневной выпивкой, но старались оградить себя от чрезмерного употребления алкоголя. Впрочем, даже в доме у учителя нам пришлось пригубить домашней тутовой водки. Эта водка считается очень хорошей и пользуется большим уважением местных жителей. А крепость ее может достигать 70-90 градусов.

11.07.03 Ходили смотреть расположенный высоко в горах монастырь Татев, купались в минеральных источниках возле Чертового моста, гостили у местных жителей, а под конец дня пересекли границу с Нагорным Карабахом. Вся граница представляет собой пост ГАИ, где у нас даже не проверили документы. Карабах и правда часть Армении, а борьба за независимость - лишь предлог, чтобы не быть с Азербайджаном. По каким-то причинам международное право не позволяет отчуждать территории официально принадлежащие одной стране в пользу другой. Поэтому Карабахцы не могут открыто соединиться с Арменией и делают вид, что борятся за независимость. Карабах, как независимое государство, до сих пор никем не признан. Но это никому и не нужно. Там живут одни армяне и ходят там также армянские деньги.

12.07.03 Мы ночевали в палатке на холме, а утром двинулись по дороге в сторону Степанакерта. Возле источника с водой мы остановились набрать воду. Туда же подъехала машина загруженная помидорами, везущая их в город на продажу. Мы перекинулись с водителем парой слов и пошли дальше. В голову пришла мысль: "Эх, а в Грузии угостили бы помидорами..." В это время машина обогнала нас, остановилась, водитель вышел и насыпал нам целый мешок помидоров.
Между ущельями изредка встречались туго натянутые длинные тросы с привязанными к ним горизонтально висящими проводами. Оказалось, что эти тросы специально натягивались во время войны, чтобы мешать полетам азербайджанской авиации. Боевые действия не ведутся уже почти десять лет, но ловушки для самолетов остались. На всякий случай. Обстановка между соседями до сих пор остается крайне напряженной.
Дороги в Карабахе хорошие, деньги на их строительство были выделены армянской диаспорой со всего мира немалые. Вдоль дорог то тут, то там встречаются таблички сообщающие всем, что данный участок дороги профинансировал фонд такой-то и лично господин такой-то.
Приехав в Степанакерт, мы навестили молодежную радиостанцию. Выступили на радио в прямом эфире, причем разговор шел на русском и тут же переводился на армянский. Молодежная аудитория, к сожалению, уже не так хорошо знает русский язык, как это было раньше. Потом Оксана и Арминэ, девушки работавшие на радио, водили нас по Степанакерту и даже провели экскурсию по местной ковровой фабрике.
На рынке мы купили пару пирожков. Их нам завернули в какие-то бумажки. Присмотревшись, мы обнаружили, что это бутылочные этикетки от какого-то лимонада. На этикетках мелкими буковками было написано "Госагропром НКАО Армянской ССР". Но ведь Нагорно-карабахский автономный округ принадлежал азербайджанской ССР, а значит подобных бутылочных этикеток не могло существовать! Вот так потихоньку нынешние карабахские армяне переписывают историю.
По пути из столицы Карабаха к поселку Ванк познакомились с бывшим военным преступником, подполковником КГБ, который был в несколько подвыпитом состоянии и хвастался тем, что его хотят уничтожить азербайджанцы за некие военные преступления, совершенные им во время войны. Подполковник рассказал нам о всяких военных ужасах, а потом расчуствовавшись, решил нас немного подвезти, хотя сам до этого ехать никуда не собирался.

13.07.03 Мы проснулись от звука едущего грузовика. На поле, где мы ночевали, приехали косари. Один из них, предложил нам отправиться на завтрак в деревню Ванк. Он так и сказал: "Зайдете в деревню, найдете второй дом от перекрестка, он еще стоит на холме. Спросите Артуша, передадите ему привет от Давида. Там вас покормят." Мы с некоторым сомнением восприняли эти слова, но кушать хотелось, поэтому мы отправились в деревню искать Артуша. Дом мы и вправду через некоторое время нашли. Но Артуша там не было, он ушел на работу, а Давида никто не знал. Некоторое время домашние и соседи пытались вспоминать разных Давидов из окрестных сел и деревень, а потом бросили это бесполезное дело и принялись готовить нам завтрак. Сытые и слегка удивленные новой технологией поиска еды, мы подумывали - а не зайти ли еще куда-нибудь "передать привет от Давида".
В этой же деревне мы обнаружили целую улицу, где заборы сделаны из азербайджанских автомобильных номеров. После того как азербайджанцев выгнали, номера эти оказались никому не нужны, и им нашли достойное применение. Теперь это самая красивая улица в деревне.
Поднялись к монастырю, искупались в горной реке. Когда выходили из деревни, нам встретились двое пенсионеров. Дедушка и бабушка, годков под восемьдесят. Пенсионеры, увидев нас, заулыбались. а бабушка решила блеснуть знанием русского языка, радостно закричав во весь голос: "Здравствуйте! Как дела! Ить твою мать!" На этом, к счастью, ее словарный запас исчерпывался.

14.07.03 В палатку, которую мы поставили на холме, подальше от посторонних глаз, утром начал лезть какой-то любопытный местный пастух. Он сообщил нам, что нам пора вставать и идти завтракать. Впрочем, кормить нас он не торопился, а порекомендовал идти в ближайшую деревню и зайти в любой дом. Якобы нас там сразу должны были пригласить на завтрак. Делать было нечего, пришлось вставать и идти в деревню, так как пасущиеся по всему склону овцы все-равно не дали бы нам доспать. Как назло деревня тоже оказалась негостеприимная, да еще и не говорящая по-русски. Благостные предположения пастуха не оправдались, и все наши попытки спросить про еду наталкивались на рекомендации идти в местный магазин, который представлял собой закуток в частном доме, где продавались, конфеты, алкоголь и жевачка. Купить в этом магазине еду не представлялось возможным. Для более полного изучения свойств деревни мы даже специально нашли дом, где люди завтракали, и указали пальцем на хлеб. Но там сделали вид, что не поняли нас. Вот тебе и хваленое гостеприимство!
Остаток дня мы потратили на обратную дорогу в Ереван. По пути обратили внимание, как много здесь смешных надписей на русском. Чего тут только не было! "Вульканизация", "вюлконизация", "хадавNк", "элэктрик", "запчаст", "рэмонт амортызаторов".

15.07.03 В Ереване в очередной раз отправились в грузинское консульство. Каждый раз, когда мы ходили туда, покупали у местной бабушки пирожки, в местном магазине мацун и съедали это все за столиком местного ресторана. Зашли и на этот раз. Бабушка обрадовалась, что мы еще не уехали, и даже на радостях один пирожок дала нам бесплатно, как постоянным клиентам. В ресторане нас тоже встречали уже как завсегдатаев, радостно протягивая подставки под бутылки с мацуном.
Грузины не обманули и визу дали. Мы распрощались с гостеприимным Ереваном и двинулись обратно в Грузию. Ночь провели в Маралике в местной гостинице, куда нас устроила по знакомству бесплатно какая-то подвыпившая компания. В гостинице не было ни посетителей, ни воды, ни постельного белья, поэтому к нашему бесплатному ночлегу там отнеслись весьма спокойно.

16.07.03 Утром мы позавтракали в ресторане. Угощал нас его владелец - бизнесмен Симон, один из вчерашних алкашей. Одно время Симон работал в России, где жарил кебабы, они у него и впрямь были вкусные. Но что-то он там не поделил с местной общепитовской мафией и вернулся в Армению, где купил этот ресторан за небольшие деньги.
В Гюмри (бывшем Ленинакане) мы встретились с Мартином, кинооператором, с которым познакомились еще в Карабахе. Мартин показал нам свою студию, видеоклипы и фотоработы. Было очень интересно, особенно если учесть, что Мартин самый высокооплачиваемый кинооператор в Ленинакане. Мы немного покатались по городу. Ленинакан сильно пострадал во время землятресения пятнадцатилетней давности. Его начали было энергично отстраивать заново, но успели немногое. Союз развалился, а в городе застыли в неподвижности остовы заложенных домов и стрелы сотен подъемных кранов уныло торчащих в разные стороны.