Вы здесь

Камчатка: Экспедиция в огненный край

Камчатка: Экспедиция в огненный край

Год ожиданий, почти 40 тысяч за билеты, сбор молотков, касок, спальников и… вот он, самолет из Пулково до Москвы, а потом 8 часов Москва – Петропавловск-Камчатский, а точнее – Елизово, ведь аэропорт находится именно там.

Вместо здания аэропорта, встречает только советских времен табличка «добро пожаловать», ну собственно, и все – вы в городе, приключения начинаются! Ах да, неплохо бы багаж получить. Есть небольшое здание-сарайчик, в которое 400 с лишним человек помещаются весьма условно. Одна лента выдачи багажа, ожидание… один рюкзак из наших трех находится сразу, двух других все нет. Количество народу поуменьшилось человек до ста. И тут выходит служащий Аэрофлота со словами, что все наши вещи остались в Москве, прибудут завтрашним рейсом, таким же, в 10 утра по Петропавловскому времени (2 часа ночи по Москве).

Наши друзья из Института Вулканологии и Сейсмологии РАН (ИВиС РАН) встречают нас, прилетевших из 30-градусного Питера, закутавшись в куртки с капюшонами – на улице всю неделю было +9 и дожди. Садимся в «буханку» и едем все вместе на Паратунку – место, где расположено множество санаториев с лечебными термальными источниками.

По прибытии в стационар, относящийся к институту, хозяева предлагают искупаться нам в небольшом бассейне с термальной водой (+ 38 ÷ 40 ºС). Но… рюкзак есть только у Андрея, так что и купался в тот день только он.

Наш профессор слегка приболел, так что почти сразу завалился спать средь бела дня (ну или глубокой ночью – так как уж посмотреть). А мы с Андреем решили, что надо протянуть до вечера, чтобы сразу перейти на новое время. И отправились в Петропавловск. В первый момент ощущения, что мы уехали куда-то оооочень далеко, у нас не было. В общем, обычный город, только вот окружает его множество гор, и не просто гор, а вулканов.

 

Кроме того удаленность от континента ощущается, когда заходишь в магазин: фруктов дешевле 500 рублей нет в принципе, первые помидоры, которые я увидела, стоили 647 рублей за килограмм, но, к счастью, рядом все же лежали китайские по 140 руб./кг и приморские по 160 руб./кг. Ну и все продукты в два раза дороже, чем у нас в Петербурге – литр молока 80–90 рублей все в таком же духе. Но есть там и преимущества, и это, конечно же, икра и рыба! Икра не слишком дешевая (950–1100 рублей за пол-литра), но зато свежая и вкусная, а рыба – просто сказка: килограмм горбуши 50 рублей!

Неделя сборов – старые палатки, старые спальники, закупка еды и укладывание вещей в машину, день задержки с выездом и вот она - дорога на Толбачик! Для начала здесь стоит рассказать, как на Камчатке обстоят дела с дорогами вообще. Железной дороги нет в принципе, на севере Камчатки, где полуостров соединяется с континентом – лес, нет даже автомобильной дороги. Казалось бы, основной путь должен быть морским, но и тут снова – нет, пассажирское морское сообщение не развито абсолютно. Таким образом, чтобы выбраться с Камчатки необходимо использовать самолет, а погода там часто нелетная. Для передвижения по самой Камчатке можно использовать либо автомобиль высокой проходимости (асфальтированные дороги только в радиусе километров ста от Петропавловска), либо вертолет.

Так вот, отправились мы в путь. День ехали до Козыревска, там переночевали, набрали воды и утром отправились дальше.

Если первый день пути был по грунтовке, то во второй день нам предстояло преодолеть лес. С лесом тоже отдельная история: в прошлый раз Плоский Толбачик извергался в 1975-1976 гг., это было, так называемое, Большое Трещинное Толбачинское Извержение (БТТИ). Как известно, дата этого события была предсказана с точностью до дня, так что там было множество людей. Ну и последующие 30 с лишним лет вулкан активно изучали вулканологи, так что дорога через лес была довольно неплохая. Но в декабре 2012 года Толбачик снова проснулся! Извержение, которое продолжается и сейчас не столь сильное, однако, лавовый поток был довольно мощный (на данный момент объем застывшей лавы… 20000×10×200 м (протяженность, высота и ширина)) и перекрыл старую дорогу.

Новую дорогу пробили буквально за неделю до нашей экспедиции, ну и… ну сами понимаете – трясет, качает. 9 км по лесу мы преодолевали 3,5 часа. Переправа через речку…

и ура! Мы выехали на шлаковое поле.

Там изредка даже встречаются цветы

и… следы медведей :)

Еще пара часов езды по, как нам уже кажется после леса, идеально ровной дороге, и вот мы уже у подножия первого и второго конусов извержения 1975-1976 гг., где собственно и разбивается лагерь.

 

Чтобы не терять время даром, а тем более – хорошую погоду, сразу же поднимаемся на Второй конус БТТИ, откуда даже почти видно новое извержение.

 

Ходим по кромке кратера… земля под ногами теплая, на глубине сантиметров 30 – температура 300 ºС, местами чувствуются газы. И это при том, что извержение в этом месте было почти 40 лет назад! Что же происходит на новом извержении???

А на новое извержение мы отправляемся на следующий день. Лагерь стоит километрах в 10 от него, но едем это расстояние около часа. Ну, в общем, не мудрено – дороги-то нет, только шлаковое поле вокруг, да и к тому же постепенно происходит подъем в гору (от 800 до 2000 м). Машина может подъехать к лавовому потоку, а дальше… еще примерно час нужно идти по застывшей лаве к конусу, из которого и происходит извержение. Идти страшно – осколки лавы, как осколки стекол, и все это естественно не ровное.

Но это пустяки, что действительно пугает, так это то, что все парит! Из всех трещин идут газы, во многих трещинах видна красная раскаленная порода, а это значит, что жидкая лава находится на глубине метров 10!

Кое-где видны провалы, там образуются ниши, в которых видно текущую лаву.

И… даже лавовое озеро! Лава, как нам сказали, глубоко, но к краю озера не подойти и не посмотреть – горячо. Во время маршрута начинает идти дождь, но… на лаву можно сесть практически в любом месте – она теплая, да и не мудрено – здесь уже другие температуры – те же 30 сантиметров глубины, а температура уже 700 ºС.

Так вот, после пересечения лавового потока, мы собственно и выходим к конусу извержения – слышно «урчание» вулкана, но… ничего не видно. Проходим еще немного, поднимаемся чуть выше… И вот оно! Вот он кратер! И из него летят бомбы! Дух захватывает!

 

Но на самом деле, нас интересует вовсе не это, а минералы, которые образуются в фумаролах – тех самых трещинах, из которых идут газы. Минералы… практически любых цветов – желтые, красные, оранжевые, зеленые, голубые, бирюзовые… Красота, да и только!

 

Но, к сожалению, в большинстве случаев – неустойчивые, то есть на воздухе распадаются и теряют свою красивую окраску.

После этих захватывающих дух событий, возвращаемся в лагерь, усиливается дождь и ветер, становится очень холодно. Опускается туман. Это и есть типичная Камчатская погода. В такую погоду по идее нельзя ходить в маршруты, так что наши руководители обещают нам выходной камеральный день, чтобы мы спокойно разобрали и упаковали набранные образцы. Но… этим людям старой закалки на месте не сидится, так что во второй половине дня мы отправляемся в маршрут на Первый конус БТТИ, где набираем образцов с Лесюкитового поля.

Это условное название и связано оно с тем, что там целые поля минерала лесюкита, которые примечателен тем, что из него очень легко, по сравнению со всем известным бокситом, извлекать алюминий. Проблема только в том, что этот минерал образуется исключительно на конусах извержения, да и то… только в том месте, где пролетела птичка и… оставила свои бактерии :)

Туман, дождь и ветер начинают к вечеру надоедать, звоним с высокой точки в Петропавловск (да, ловил там только МТС, ни от Мегафона, ни от Билайна толку не было), выясняем что с погодой – говорят, такая будет еще как минимум неделю. Профессора проводят мини-совещание и приходят к выводу, что нечего нам там делать – надо еще раз сходить на новое извержение и ехать домой.

Соответственно, на следующий, четвертый день мы снова едем на новое извержение, очень уж хочется подойти к кромке кратера и заглянуть в него, но в первый раз было опасно – много бомб. В этот раз… очень сильный туман

 

и… бомбы летят еще сильнее и дальше. Но все же, наши самоотверженные 70-летние профессора не могут устоять перед соблазном, оставляют нас в безопасном месте (за нас они все же отвечают) и… бегут туда в туман, под вулканический град! Бомбы падают в паре метров от них, но цель достигнута – фото сделано!

 

Дорога обратно в лагерь… звонок в Козыревск и… Полчаса на сборы мокрых палаток и всех остальных мокрых вещей. Собственно и все. Все закончилось очень быстро и неожиданно, совсем не так, как начиналось.

До самолета еще больше недели… На Авачу не съездить, снег еще не сошел… единственное место, куда можно съездить – океан. Но это день, а у нас больше недели. Нам с Андреем в магистратуру поступать, и как раз через три дня должны консультации начаться. Короче говоря, обмен билетов вечером в четверг и вот уже у нас билеты не на следующую пятницу, а на ближайшую субботу. Остается один день и мы таки едем на океан. И это впечатляет не меньше вулканов! Черный песок, титаномагнетитового состава, большие волны…

И завтра самолет! Почему-то я безумно счастлива…

Встаем по Москве в 23.30, 8 часов в самолете, 8 часов в Шереметьево, 1,5 часа до Питера… и в 23.30 я уже дома :)



Людмила Горелова
Камчатка, июль 2013 г.

Фотографии:
Людмила Горелова, студентка СПбГУ, ф-т геологии
проф., д. г.-м. н. Филатов С.К.
проф., зам. дир. ИВиС РАН Карпов Г.А.

Фотоальбом "Камчатка: Экспедиция в огненный край": http://hike.ru/travelgallery/kamchatka.html

*******************
Комментарий HIKE.ru
Если вас мучает вопрос, как же люди попадают на Камчатку да еще и в экспедицию, ответим: есть счастливцы, которые учатся и работают в СПБГУ на факультете геологии. А если вы уже давно вышли из студенческого возраста и/или не видите себя ученым-геологом, ваш шанс - волонтерские программы в заповедниках!