Вы здесь

А я иду, шагаю по Москве!

Имеет ли сотрудник милиции право требовать предъявления ваших документов, на каком основании или при каких обстоятельствах такое требование с его стороны будет правомерным?

Да, сотрудник милиции такое право имеет, но с определенными ограничениями. Согласно части 2 ст. 11 Закона РФ «О милиции», милиция имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

Такая же норма содержится в части 2 ст. 100 Устава патрульно-постовой службы, предоставляющая такое право по тем же основаниям патрульно-постовым нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей.

Правом проверки обладают и другие сотрудники милиции, находящиеся на службе, то есть при исполнении обязанностей. Основания для проверки документов граждан у них те же, что и у сотрудников ППС.
Из этой нормы следует, что сотрудники милиции могут проверять ваши документы только тогда, когда они официально заступили на патрулирование, то есть только непосредственно в период службы и исполнения ими своих обязанностей. То же самое относится и к остальным спецподразделениям милиции, упомянутым выше. С единственной поправкой, что все указанные подразделения делают обычно проверки документов при проведении всевозможных «спецопераций» и рейдов. В период вне работы они таким правом не обладают.
Исключением может быть только ситуация, когда сотрудник милиции оказался непосредственным свидетелем преступления. Устав ППС в этом случае обязывает любого сотрудника милиции, находящегося на службе или вне службы предпринять все меры по пресечению преступления и доставлению преступника в милицию. Поэтому если вы оказались в том же месте и в то же время такое требование от милиционера будет законным, естественно, что при этом вы так же имеете право ознакомиться с его служебным удостоверением.
Конечно, никто из сотрудников милиции никогда не предъявит вам приказ своего начальника, которым они назначаются в наряд. Тем более он на руки патрулю не выдается. Но наличие такого приказа в территориальных отделах внутренних дел, так же как и наличие вторых экземпляров карточек поста или маршрута, позволяет очень быстро «вычислить» сотрудника милиции, в первую очередь выяснить, действительно ли он находился при исполнении обязанностей в момент общения с вами на своей территории, или занимался самодеятельностью и сверхурочной работой для собственных приработков.
Именно для этого НЕОБХОДИМО фиксировать для себя данные на милиционеров. Это обстоятельство будет весьма существенным в случае после, когда вы в официальном порядке обратитесь с жалобой на неправомерные действия сотрудников милиции, так как при служебной проверке сразу же будет установлено, были или нет указанные вами милиционеры в наряде или на патрулировании, что чревато для «сверхурочников» как минимум дисциплинарным взысканием и всеми вытекающими из него последствиями, предусмотренными действующим законодательством и внутренними документами МВД.
Относительно «достаточных оснований» подозревать вас в совершении преступления или административного правонарушения ситуация, к сожалению для граждан, не является однозначно определенной. Это связано с тем, что ни в одном из нормативных документов четко и недвусмысленно не прописано, а что же собственно является таким достаточным основанием. Как всегда в таких случаях, власть вообще и милиция в частности трактует подобную норму исключительно в свою пользу, придерживаясь прежней «обвинительной» психологии. Хочется надеяться, что с вступлением в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях с зафиксированным в нем принципом презумпции невиновности (о ней речь будет ниже), через некоторое время этот подход будет переломлен, изжит и уйдет в прошлое. Но только обязательное обжалование каждого такого неправомерного факта поможет изжить этот «обвинительный» рецидив быстрее.
Очевидно, что «достаточность» оснований можно определить по аналогии с другой частью той же ст. 100 Устава патрульно-постовой службы, дающей право сотруднику милиции доставлять в отделение лиц, подозреваемых в совершении преступления, при наличии одного из трех оснований: когда лицо застигнуто при совершении или непосредственно после его совершения; когда очевидцы или потерпевшие прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление; когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Аналогичные основания предусмотрены и в новом Административном Кодексе РФ, по ним милиция может произвести задержание и доставление граждан в отделение. При иных обстоятельствах и подозрениях лицо доставляется в милицию, и, соответственно, подвергается проверке документов, лишь в случае покушения на побег.
В большинстве публичных выступлений высокие милицейские чины обычно объясняют столь массовые проверки документов одним обстоятельством - у каждого отделения милиции постоянно присутствую ориентировки на поиски преступников и разыскиваемых лиц, которых так же должны выявлять и задерживать наряды ППС. Тем не менее любой гражданин имеет полное право задать вопрос, о причине того или иного требования милиционера, а так же выяснить, на каком основании сотрудник милиции совершает в отношении гражданина то или иное действие. При этом сотрудник милиции ОБЯЗАН объяснить и обосновать свои действия. Эти ответы надо так же хорошо запоминать или записывать, так как очень часто вам с умным видом будут нести полную чушь, либо ссылаться на нормативные документы из совершенно иной оперы.

Метки:

crimson;    10 Июл 2003 - 15:14

А вот интересно, если при проверке документов возник вопрос о регистрации, как доказать, что ты в Москве меньше трех дней? Ведь пришел по трассе, никаких билетов нет! Может, кто-нибудь поделится опытом?

as;    15 Июл 2003 - 21:20

Cотрудник милиции ОБЯЗАН объяснить и обосновать свои действия. ВСЕГДА ОБЯЗАН. Вы никогда, ни перед кем и ни в чем не виноваты, что бы при этом вам не говорил сотрудник милиции. Потому что вы доказывать этого не обязаны! По принципу презумпции невиновности.
Кроме того, единственной статьей Административного Кодекса, в которой речь идет об ответственности о проживании без паспорта и регистрации по месту пребывания или жительства, является ст. 19.15.
В соответствии с п. 9 части 2 статьи 23.3., рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15. от имени органов внутренних дел (милиции), указанных в части 1 той же статьи, вправе старшие участковые инспектора, участковые инспектора. То есть из всех служб милиции ТОЛЬКО служба участковых инспекторов вправе: во-первых, составлять протоколы по факту правонарушения по ст. 19.15., во-вторых, наряду с другими должностными лицами органов внутренних дел (о них речь будете идти ниже в соответствующем разделе), вправе рассматривать дела по ст. 19.15. и, соответственно, налагать предусмотренные в ней административные взыскания в виде официального предупреждения или штрафа до 1 МРОТ.
Из указанного следует, что сотрудник Патрульно-постовой службы на улице города или любом другом общественном месте, а так же сотрудник любого другого подразделения милиции просто не уполномочен законом, во-первых, проверять наличие у гражданина регистрации по месту пребывания или жительства по ст. 19.15 и составлять по «факту нарушения» протокол, во-вторых, наложить на вас предусмотренное статьей административное взыскание ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более взыскать за это на месте штраф живыми деньгами. Данное действие с его стороны является прямым нарушением закона.

Гость;    30 Июл 2003 - 15:37

Регистрация просто у тебя в паспорте должна быть. ЛЮБОГО региона России. К тому же наличие штампика о регистрации на террритории Р.Ф. имеют право проверять только участковые или старшие участковые инспектора.
Соответсвенно прикопаться к тебе по наличию спец. регистрации не имеют права, ибо Москва не является закрытым территориальным образованием, а всего лишь один из субъектов Р.Ф.

Гость;    24 Мар 2004 - 11:01

ст. 19.15 КоАП РФ