Вы здесь

Символ Рима и основателей Вечного города

Когда-то, две с половиной тысячи лет назад, именно этрусский мастер Вулка создал эмблему Рима - статую волчицы, которая, согласно легенде спасла основателей Вечного Города - Ромула и Рема. Фигурки детей появились рядом с волчицей уже позднее, и являются дополнением работы скульптора Андреа Поллайоло, относящимся уже к XV в. Отлитый в бронзе грозный лесной хищник одновременно и волчица, и мать человеческих. Она застыла, словно внимательно прислушиваясь к таинственным шорохам, доносящимся из дикого леса. В ее суровом образе мастеру-скульптору удалось показать главное - могучую силу дикой природы, воспитательницы воинственных и твердых сердцем римлян, истинных сынов бога войны Марса, в культе которого волкам отводилась особая роль.

По преданию вся эта история приключилась у подножия холма Палатин, где теперь находится старая церковь Санта Мариа ин Космедин, а еще несколько десятилетий назад, как напоминание о далеком прошлом, стояла клетка с живой волчицей. А как все происходило на самом деле? Была ли она вообще, эта римская волчица? Впрочем, даже если ее не было, она так давно и крепко приросла к конкретному месту на карте современного Рима, что всё равно стала историческим фактом, как стал христианской святыней Собор Святого Петра в Риме.

Этот символ навсегда вошел в круг образов, пронизывающих по вертикали все искусство и историю человечества. Достаточно вспомнить древнеиранскую легенду о волчице, вскормившей будущего основателя Персидской державы Кира Великого (558-530 гг. до н. э.) или сенсационное открытие сорокалетней давности, когда при раскопках в Северном Таджикистане развалин дворца VIII-IX вв., принадлежавшего принцу Бунджикату была обнаружена шестиметровая настенная фреска "Волчица, кормящая двух младенцев", несомненно, воспроизводящая известный сюжет из древнеримской легенды. И что бы ни случилось в дальнейшем, она навсегда останется вечным символом вечного города и истории древнего Рима.

Время от времени Lupa продолжает напоминать о себе не только предлагаемыми на улицах Рима современными сувенирами, но и своеобразными посланиями из далекого прошлого. Буквально на днях итальянские археологи под руководством Анджело Боттини из Главного управления по археологическим ценностям Рима, проводили работы в одном из старинных дворцов на Палатине и при помощи лазерного сканера обнаружили на глубине 15 метров природный грот, стены которого богато украшены морскими раковинами, мозаикой и цветным мрамором. Он оказался тем самым священным местом, которое древние римляне почитали как Луперкал - логово волчицы, вскормившей легендарных близнецов. При разливе реки сюда, под смоковницу у входа в грот, прибило корзину с младенцами, сюда на их крик и прибежала волчица. Вместе с ними она жила в гроте пока их не нашел пастух Фаустул, воспитавший детей. Для античного Рима Луперкал имел такое же значение, что и гробница Святого Петра для современных католиков. Это памятник, долгое время служивший символом божественного обоснования римской власти над миром. Теперь ожидается проведение раскопок и реставрационных работ, после чего он вновь откроется для посетителей.