Вы здесь

Поездка в Литву, 4 - 11 марта 2004

4 марта. Стартовали не рано утром в паре с Владом-МЧСом. В то время я часто с ним ездила: он очень легок на подъем, с ним весело и просто, хотя иногда наши мнения расходились. В двойке мы наравне, никто из нас не является ведущим. Как правило, когда едешь в паре, более опытный автостопщик берёт на себя большую часть действий: решает, садиться в машину или нет, планирует маршрут итд, он называется ведущим. Менее опытный учится у более опытного, он называется ведомым (прошу прощения, если кого-то смутило такое определение).

За МКАДом останавливается мужик на какой-то советской машине
- Здравствуйте, можно с Вами автостопом в сторону Смоленска (или что я там ему сказала, не упомню)?
- Как это автостопом?
- Без денег.
- Что за дурацкие улыбки! Вы что, совсем спятили?! Сейчас без денег ничего не бывает. Без денег я вас не повезу, нет!
- Извините, до свидания...

И вот вечер, темно почти, стоим мы на МКАДе... В смысле, на Минской Кольцевой Автодороге:). "Вписка" (место предполагаемого ночлега: позвольте мне и дальше пользоваться этим удобным и привычным большинству автостопщиков термином) у нас в районе м. Пушкинская. Я помню, что там не особо далеко от МКАДа, но вот как там ехать, не помню. Моя карта безнадежно забыта дома... В итоге заходим в город, ловим машину прямо до нужного дома (по счастливой случайности мы зашли в город именно там, где ближе всего до нужного нам места).

Утром связались с Алексом (есть такой интересный человек и автостопщик Алекс Минск, возможно, кое-кому из читателей он знаком), встретились, погуляли по центру Минска. Сходили к стене Цоя. Ближе к вечеру Влад поехал меня провожать в Литву (слава Богу, он передумал переходить границу нелегально). Мы расстались в районе Ошмян. Веселый камазист повез меня к границе. Я чувствовала себя свободной от всего и всех, впереди неведомая страна, новые люди, и я наконец-то одна! Я за последнее время утомилась от езды в паре, хотя Влад - очень хороший напарник.

Наверное, не стоило переходить границу пешком, но трафик легковушек был весьма хил, а с фурами на границе связываться - только время терять. Содрали с меня местный сбор, где-то 8 000 рублей. Белорусских, естественно:).

От границы меня взяла машина до Вильнюса, добрый водитель докинул меня почти до того места, где я договорилась встретиться с Августасом - человеком, у которого я собиралась вписаться (т.е. остановиться на ночь).
На вписке проверила мейл, отписала "спасибы" Владу и людям, которые помогли со впиской в Минске. Августас оказался очень приятным молодым человеком с хорошим чувством юмора. Он показал мне всякие фотографии из поездок, мы поужинали, выпили немного. Мне выделили отдельную комнату с кроватью (Августас жил тогда в домике в 12 км от Вильнюса с сестрой, ее мужем и ребенком).

Утром встали настолько рано, что я даже не помню, во сколько. К Августасу должны были приехать вписываться двое латышей, и он хотел их встретить на машине. Латыши оказались очень хорошими и вполне русскоговорящими.
Наша интернациональная компания за день побывала в Тракае (очень красивый замок рядом с Вильнюсом), в Кернаве (первая столица Литвы). Погуляли по Вильнюсу, пообедали цеппелинами (это такое литовское народное блюдо, мясо в тесте из муки и картошки). Вечером поехали слушать гитаристов в кафе. Я очень устала, у меня начала страшно болеть голова, посему я поехала на вписку к девочке по имени Германте (она, так же, как и Августас, из Вильнюсского Клуб Автостопа), а неугомонный Августас потащил латышей в очередной клуб.

Утро. Солнце бьет в большое окно квартиры на окраине Вильнюса. Я пытаюсь понять, где я нахожусь, что я здесь делаю. Очень странное чувство. После легкого завтрака прихожу в себя. Едем в центр города встречаться с Августасом, латышами и одним моим знакомым по имени Серж (мы списывались по интернету насчет Литвы, я думала кататься с ним по стране). Всей тусовкой гуляли по городу, были на горе трех крестов, по Казюкасу бродили.
Казюкас - это ярмарка, на которой кустари продают всякие штуки: корзинки, керамику, поделки из дерева, одежду. Покупаю себе 2 нашейных сумочки ("ксивника") и шапку.

Вильнюс, кстати, не особо дорогой город по сравнению с Москвой. Мы там периодически заходили в центральные кафе, которые, в отличие от московских, кормили и поили нас за небольшие деньги. Заходили с Сержем к Ляонасу (он писал в АВПшной гостевой книге, что, мол, велком на чай все путешественники, кто приедет на Казюкас). Вписалась у Августаса, латыши поехали домой.

Начало трассы на Каунас. Прощаемся с Августасом. Трасса приучила меня к частым расставаниям, я уже не думаю о том, увидимся ли когда-нибудь... Легкое чувство вины: этот человек был так заботлив, все ли я делала правильно по отношению к нему, не обидела ли чем? Идиотская мнительность. Надо отучаться.

Слегка прохладно. Серое небо. Темно-серая трасса.

Прямая машина в Клайпеду (вот удача!). За Вильнюсом нас встречает волна холодного снега, такого мелкого и твердого, что, кажется, он может поцарапать лобовое стекло. "Только за Каунасом я ненадолго заеду домой, мне надо кое-что проверить". "ОК, мы поголосуем, пока вас не будет". На подъезде к Каунасу погода меняется, лобовое стекло покрывается испариной, небо потчует нас мелким дождиком. "Если не уедете, я вас подберу".
Голосуем, останавливаются одни локальные машины. Водителя все нет и нет. Мне надоедает, я предлагаю Сержу разделиться. Довольно скоро мне останавливается фура, готовая взять одного.

"В 13.00 и в 15.00 на вокзале", - кричу я Сержу, стоя на подножке. Дальнобойщик - фанат Литвы. "Что вы, у нас абсолютно безопасно!". Он рассказывает мне, какая идеальная европейская страна Литва, удивляется моим рассказам о России.
Час дня, я на вокзале. Сержа нет, зато есть два парня, совершенно не говорящих по-русски. Выясняется, что один из них тоже из Клуба Гостеприимства (через этот сайт я и нашла Августаса). Правда, со впиской помочь он не смог. Я оставляю свои координаты и иду искать место, где можно поменять рубли. Обменяв, гуляю по городу, покупаю фрукты. Настроение весеннее. Погода здесь чуть теплее и мягче: сказывается близость моря. К половине третьего подхожу к вокзалу, меня встречает радостный Серж. Едем вместе на косу. Паром за полтора лита.
Корабли, отдыхающие у порта. Ветер залезает под куртку. Жаль, что фотоаппарат отказывается работать, возможно, эти снимки стали бы самыми интересными из всей моей литовской коллекции. "Сплошной индастриэл!" - говорит Серж.
Зимнее Балтийское Море, здравствуй! С приморских сосен капает вода, еще недавно бывшая снегом. Я снимаю обувь и верхнюю одежду, пытаясь вобрать в себя тепло, и захожу по щиколотку в холодную морскую воду. Море сегодня спокойно. Солнце выглядывает из-за неплотных легких облаков. Мы идем по песку.

Посмотрели музеи под открытым небом: несколько отвернувшихся от спрятанного за перелеском моря кораблей и группу избушек. Из одного корабля капала вода, как будто давно не видевший моря корабль только что дал течь и плачет об утере профпригодности. Избушки, крытые толстым слоем соломы, навевают мысли о детских сказках, давно забытых в погоне за реальностью.

В Клайпеде делимся: Серж едет забирать с вокзала свой рюкзак, а я - на трассу. Мы опять спорили о том, как нам поступить: единственная имеющаяся вписка за 300 км отсюда, в Вильнюсе. Серж хочет двинуть в Каунас или Палангу, я же решаю ехать в Вильнюс. Доезжаю на автобусе до развязки. Стопится классно. Последняя машина, рискуя быть оштрафованной, колесит по Старому городу в поисках Литерату (улица, на которой моя вписка). Водитель вполне знаком с идеей автостопа, возил людей из VHHC. Приятно ехать с водителем, который не пристает с вопросами "А как это автостопом?", "А где вы спите-что едите....?". Говорим о жизни, о политике. Вообще всю эту поездку все водители говорили со мной о политике. Кто-то вспоминал о жизни при советах и ругал настоящее, кто-то смотрел в будущее с оптимизмом. Было интересно выслушивать полярные мнения, пытаясь составить объективное собственное.
На вписке меня кормят пирогом, домашним сыром, историями о поездках по юго-восточной Азии. И то, и другое, и третье одинаково хорошо.

Наконец-то выспалась! Солнышко заглядывает в окно моей проходной комнаты. Не спеша завтракаю под разговоры. На троллейбусе доезжаю до конца проспекта Добровольцев (местные шутят, что это самая длинная улица в Литве: начинается в Вильнюсе, а заканчивается в Каунасе), обнаруживаю на мосту двух одиночек и пару, стопящих в том же направлении, куда и я. Уезжаю почти сразу, прямой в Каунас. По Каунасу 1 машина до центра.

Прогуливаясь по Лайсвес аллее, преследую двойную цель: обрести бесплатную карту города и, собственно, прогуляться. Захожу в католический собор. К моему удивлению мне даже не запрещают фотографировать!
Решаю перекусить в кафе, беру себе рыбу с картошкой, чай и какое-то фантастически дешевое пирожное. Потом на Вильнюсской улице встречаю Сержа. Наши дальнейшие планы не совпадают. Обмениваемся с ним парой фраз, после чего я иду в музей чертей. Это была наша последняя встреча за поездку, больше я его не видела.

Забавный музей. Переходы между залами украшены детскими поделками - масками чертей, ведьм, еще каких-то мифических существ, не поддающихся идентификации. Экспозиция самого музея - опять же черти разных размеров и форм, очень забавные и совсем не страшные. Самые страшные черти живут внутри людей, увы...

В ратуше мною обнаружен музей керамики. К моему приходу он закрывается, я успеваю только пробежаться по выставке фарфоровых сервизов. Потом гуляю по городу, на остановке знакомлюсь с русским, который провожает меня до выезда из города, попутно рассказывая о тяжелой жизни в эмиграции и расспрашивая о России. В Вильнюс меня везет женщина - врач, жалуется на жилищные условия, рассказывает о том, как в молодости ездила автостопом по Литве. Многие подвозившие меня хотя бы раз ездили на попутках на небольшие расстояния. Мне ни разу за всю поездку не попалось ни одного водителя, который бы не знал об автостопе (обычно половина водителей в России слышит от меня об автостопе впервые, на прошлой Эльбе, помнится, шуточки ходили о «дефлорации драйвера (т.е. водителя)»).

Вечером долго не могу решить, куда бы поехать. Останавливаю свой выбор на Горе Крестов (рядом с Шяуляем). Первая машина до 9го форта (выезд из Каунаса на Клайпеду), там опять мясо (в смысле, куча голосующих). Беру с отворотки скоростную легковушку, идущую через Клайпеду в Калининград. "А я думал, вы в Калининград едете, у вас куртка такая!". В Литве народ часто хвалил мою украшенную СОПами куртку. Приятно, однако. Водитель рассказывает о том, как в студенческие годы каким-то не очень законным способом обрел удостоверение народного контролера и собирал деньги со всех подряд, поит меня кофе в придорожном кафе.

Знакомство с литовскими районными трассами прошло успешно. Последний водитель, шедший в Шяуляй, довез меня до Горы Крестов.

Интересно, сколько всего крестов в этом месте? Нестройные ряды разнокалиберных крестов охраняют чье-то горе. Более мелкие крестики, свисающие с больших, колышет ветер, и оттого они слегка позванивают, соударяясь. Мистическое место, волшебное. В памяти всплывают лица людей, у которых я не успела попросить прощения, которых я не успела простить.

Рядом иезуитский монастырь. Там ничего особо интересного. Покупаю пару крестиков на лотке в качестве сувениров. Еду назад.

Путь назад был нетривиален. 1я машина в Шяуляй, 2я в Радвилишкес (интереса ради хотела ехать через Панявежис), третья - до трассы за Каунас. Решила я не ехать в Панявежис, раз уж такое дело. Тем более время не раннее, пора бы и на вписку. От Каунаса - фура до окраины Вильнюса. В ней 2 дальнобойщика, идут с Испании, угощают сладким испанским помидором. Там, говорят, весна...

В троллейбус через остановку после меня заходят бабуси и тетки в большом количестве: закончилась смена на двух расположенных поблизости заводах. Я что-то спрашиваю у одной из них, в итоге беседа превращается в некое подобие пресс-конференции: они закидывают меня вопросами разнообразного характера о моем путешествии, о России...

Выспавшись, еду домой. Последний участок пути по городу до трассы проделываю на наркоманской маршрутке, идущей за наркотой в цыганский табор, расположенный на окраине города. Ужасное ощущение...
Останавливается легковушка до Минска. Машина супер, бесшумная, легкая. Перегонщик ведет ее из Калининграда. С Минска до границы с Россией - фура, где веселый водитель-литовец(!) угощает меня мандаринами из Италии. Говорим о Литве.

В начале границы на весовом контроле выпрыгиваю, сажусь в легковушку до первой заправки на территории России (человек так деньги зарабатывает: бензин в России в полтора раза дешевле), а оттуда - проходную машину на Москву. Два белоруса, едут в Москву на заработки. Простые, веселые, общаться одно удовольствие. Довозят до метро "Щукинская", где я покупаю пиво и сажусь в вагон. В вагоне поддатая молодежь играет в "крокодила": ведущий жестами объясняет слова, остальные угадывают. Я допиваю пиво и ложусь спать: моя станция метро - конечная.

На Выхино меня будит какой-то юноша. Я дома.