Вы здесь

Поездка в Абхазию

ВСТУПЛЕНИЕ

История, которую я вам собралась рассказать, случилась полгода назад. У меня долго не хватало времени и сил её написать, и вот, наконец, я заставила себя сесть за компьютер. Многие моменты этой истории вспоминать неприятно и тяжело, но необходимо. Все мы совершаем ошибки по неопытности или от излишней самоуверенности, по незнанию или от безалаберности. Попытаюсь быть самокритичной и объективной. Поездка в Абхазию получилась короткой и спонтанной, за недолгий срок мы с Владом МЧСом успели окунуться в лето и вынырнуть снова в холодную русскую зиму. Мы познакомились с новыми городами и людьми, узнали много нового о себе. Наломав дров, мы стали опытнее.

1. ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК. КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Каникулы подходили к своему логическому завершению. Через 6 дней на учёбу. Позади осталась поездка в Питер (Шулов окрестил ее «ежегодным паломничеством москвичей в Питер за СОПами» и отчасти был прав), венчание лучшего друга Юрика, происходившее в городе Тутаеве Ярославской области, на котором я была свидетельницей. Очень необычные ощущения. Стоишь с иконой всю недолгую службу, чувствуя себя участником невидимого небесного обряда. Церковь была почти пуста, священник – мой хороший знакомый, духовник Юрика.

Юрик – мой первый напарник. Как-то раз ехали мы с ним и его родителями в гости к волонтерам в Сынково, машина сломалась, и мы, оставив ее на попечение Юркиных родителей, поехали дальше автостопом. Юрка когда-то давно общался с Кротовым и был даже рад, что представился повод попробовать. Мы застопили старенькую сеновозку, которая довезла нас почти до места (благо, на момент поломки машины ехать оставалось совсем чуть-чуть).

Прошло почти три года. Юрка почти не ездил с тех пор. Он каждый раз с радостью слушает мои рассказы поездках, не переставая удивляться, как изменилась моя жизнь с того момента, когда я заново открыла для себя автостоп в 2003 году.

Дни стояли морозные и солнечные. Дома сидеть было невозможно. Решила сгонять в Кострому на денёк. Сестра в последний момент отказалась составить мне компанию, сославшись на неожиданно подвернувшуюся работу. Было 11 часов вечера, надо было срочно кого-нибудь найти в попутчики. Очень лениво одной слоняться по городу, осматривать достопримечательности там всякие…
Все, как обычно, заняты. Не особенно надеясь на успех, позвонила своему недавнему знакомому Владу (ака МЧС), который вроде бы собирался уезжать, но вдруг?… После недолгого разговора он меня уговорил-таки забить на всё и ломануться на юг вместе с ним.

2. ПУТЬ В НОВЫЙ АФОН

За рулём первой машины сидел весёлый абхазец. Он очень обрадовался, узнав, что мы едем в Абхазию, стал советовать нам, что посмотреть. Газелист из Новомосковска случайно подарил мне свои очки: когда я пожаловалась на яркое солнце, он дал их мне, а когда мы покидали машину, забыл забрать. Я тоже хороша: забыла, что у меня на носу

болтаются чужие очки и вспомнила только тогда, когда машина скрылась за поворотом. Темнота поймала нас на воронежской объездной. «Сейчас темно, вас никто не возьмёт. Пойдите поспите, утром мы вас довезём!», - советовали дальнобои. Через 5 минут после того, как последний счастливый дальнобой растворился за дверьми кафешки, нас подобрала «Газель» с московскими номерами. Мужик вёз хирургические нитки и очень волновался. Мы ехали довольно быстро, несмотря на гололёд, заставивший фуры опасливо застыть перед крутым подъёмом, и гаишников. В Ростове-на-Дону валил мокрый снег, было совсем не холодно. Деревья, густо облепленные снегом, были похожи на майские вишни в цвету.

Утром мы голосовали на повороте в сторону Джубги. Снег почти совсем отступил, лишь кое-где сияли тонкие проседи на жирном ощущающем близость весны чернозёме. В первой машине играла восточная музыка. Мы приехали на юг. Через 25 часов после старта из Москвы мы оказались в Сочи. Машина взмыла в небо, из-за серпантина показалось сказочное, нереальное море.

Мы до вечера гуляли по городу. Мне хотелось скорее ехать дальше, настроения смотреть город не было. Я успокоилась только на пляже, где мы сидели после наступления темноты, мочили в холодной воде ноги и пили из термоса тёплый чай. Мы заночевали прямо на границе, за будкой. Утром, собирая палатку, наблюдали местных жителей, которые с не меньшим интересом наблюдали нас. Я чувствовала себя как в вольере: наша палатка стояла на травке около кустов, люди проходили за оградительной сеткой по бетонной дорожке и любовались на интересный вид животных – homo autostopicos.

Автостоп в Абхазии неплох, по крайней мере в отсутствии туристов. Как говорят абхазы, «итябуб» (спасибо по-абхазски) – абхазская валюта. Прекрасная расслабляющая атмосфера. Но совсем расслабляться и терять бдительность всё же не стоит. Очень много машин с московскими номерами, принадлежащих местным. Проезжая посты, многие из местных бибикают в знак приветствия. Чтобы не попасть в неприятную историю, не стоит садиться в машины, в которых уже сидят 2-3 молодых человека, особенно если они сами предлагают подвезти. Банальность, конечно, но многие на это правило забивают и как следствие расстаются с некоторыми небесполезными вещами.

Первое впечатление от страны – море мандаринов повсюду. Рынок, заваленный мандаринами по 5 рублей за килограмм (можно и по рублю найти), тётушки, угощающие нас мандаринами…

Пахучие мимозы, удивительные незнакомые растения, и, конечно, море… В Гаграх (абхазское название – Гагра) полазили по заброшенным разрушенным пансионатам. Нетронутые после войны развалины наводят ужас: проломленный паркет, из-под которого торчит пианино, бывший медпункт с разбросанными по полу картами, заброшенный детский парк… На берегу моря насобирали ракушек и побродили по причалу. Хотелось заехать в Новый Афон посмотреть монастырь. До Нового Афона ехали с какой-то молодёжью. Монастырь в очень хорошем состоянии. Зашли внутрь храма, побродили по территории. Местные посоветовали нам пойти посмотреть пещеры. По пути к пещерам нам встретились живописные водопады, какая-то непонятная железная дорога и неприятности…

3. ОГРАБЛЕНИЕ

Мы сидели недалеко от водопада, когда к нам подбежал сначала один, потом ещё двое. У двоих на лицах были шапки. Возможно это были те же, кто нас подвозил. Сначала первый приставил мне нож к горлу и сказал напарнику, чтобы он не оказывал сопротивления. Они заломили нам руки за спину и повели за холм. Не знаю, зачем: нас и так не было видно ни со стороны трассы, ни от монастыря. По словам напарника, ему так же угрожали ножом. Нас связали, но не очень крепко, в расчёте на то, что мы сами развяжемся через какое-то время. В качестве верёвок они использовали разорванные на полоски простыни. Нас не били: мне слегка съездили по лицу, чисто символически. Напарника толкнули на землю. Мы не пытались сопротивляться. Было видно, что эти люди не профессионалы. Один из них чуть нож не потерял. Им, похоже, было не менее страшно, чем нам, но, несмотря на это, рисковать мы не хотели. Ни я, ни мой напарник драться не умеем и не любим, из оружия у напарника был газовый баллончик, который у него сразу же отобрали. Помимо газового баллончика напарник лишился 600 рублей и кольца (абхазы возмущались: «Что ты, педик что ли, кольцо носишь, серёжку, волосы у тебя длинные»…), я – фотика, сотового, фонарика и 100 рублей. Сидя в иконной лавке монастыря, оправлялись от шока. Со мной никогда не случалось ничего подобного, я представления не имела, что делать в такой ситуации. Идти в милицию? Смогут ли они хоть что-нибудь сделать? Не потеряем ли мы время впустую на написание заявлений и общение с представителями власти? Я пыталась поставить на своё место какого-нибудь более опытного знакомого путешественника. У меня ничего не выходило. Хотелось только одного: домой. Мы не пошли в милицию, решив, что это бесполезно. Скорее всего мы были не правы. Как просто думать об этом, сидя дома за компьютером, и как непросто – в незнакомой неспокойной послевоенной стране, в нетуристическое время. Наверно, это прозвучит пафосно, но я благодарна судьбе за то, что всё так получилось. Теперь я намного более серьёзно отношусь ко многим вещам, на которые раньше не обращала внимание.

4. В ГОСТЯХ

На ближайшем посту попросили ДПСников остановить нам машину. Это был первый и последний раз, когда я прибегала к помощи «злых духов» трассы. ДПСники согласились нам помочь, посочувствовали, удивились, что мы не пошли в милицию. Они остановили нам автобус, идущий до границы.

В автобусе познакомились с местным. Батал, лет, кажется, 25. Он возмущался по поводу того, что с нами случилось, и звал нас к себе в гости в Гагры. Мне было обидно покидать страну в таком настроении, так толком в ней и не побывав. Мы вышли из автобуса. В гостях мы пили чачу и разговаривали о жизни. Квартира принадлежит не Баталу, а его другу Зорику. Зорик живёт со своей девушкой (русской, из Иркутска). Девушка приехала в Абхазию учиться. Интересно, чему.

Чача продается в магазинах в бутылках из-под водки. Еды в доме не было, денег у нас -тем более. Вскрыли остатки наших консервов. Наш знакомый рассказал нам о войне, об обычаях страны. Он произносил очень забавные тосты. Я пила очень мало, слегка пригубливала бокал и брала его со стола раньше, чем Батал успевал подлить мне в него чачи. Если бы мы не были в шоке от произошедшего несколько часов назад ограбления, мы бы додумались не пить, но в нашем состоянии соображалось с трудом. Батал оказался очень интересным человеком, много повидавшим за свою не такую уж длинную жизнь. Только во время беседы с ним я начала чувствовать эту страну, противоречивую, прекрасную и страшную.

Через какое-то время нам захотелось спать. Напарник лёг на пол, а я – на диван, решив, что Света (девушка Зорика) постелила нам отдельно. Я не успела заснуть, как пришёл Батал и попытался лечь ко мне на диван. Он довольно настойчиво попытался меня удержать, но я пулей соскочила с дивана и нырнула под одеяло к напарнику. Я была порядком напугана и не могла уснуть. Когда я вернулась в комнату после непродолжительной отлучки, Батал ждал меня у входа, пытался обнять. Я прошмыгнула мимо него в дверной проём. Напарник был гораздо менее трезв, чем я. Потом Батал попытался меня разбудить и уговорить лечь с ним, но я отказалась, солгав, что встречаюсь с Владом. Через какое-то время Владу потребовалось выйти из комнаты. Я пошла за ним. Звучит смешно, но мне было не до смеха. Я подождала его на кухне, после чего вернулась вместе с ним в комнату. Долго лежала и слушала тишину. Батал удивлялся, почему мы не занимаемся любовью, мы же «молодожены»? Мы ответили, что устали и хотим спать. «Настоящий мужчина никогда не спит!», - заявил Батал, - «Ни себе, ни людям…» На этом наша беседа, к счастью, прекратилась. Потом, когда все уснули, я залезла в спальник и заснула…

Голосую на остановке рядом со своим домом. Притормаживает «Камаз». В нём сидит мой первый напарник Юрик и Олег Костенко. Я радостно их приветствую, водитель воспринимает это, как просьбу остановиться. Из «Камаза» вылезает Олег в кривовском комбезе, мы куда-то уходим вместе…

Просыпаюсь. Страх развеялся вместе со сном, я почему-то уверена, что теперь всё будет хорошо.

5. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Утром распрощались с не в меру гостеприимными хозяевами и пошли на трассу. Накрапывал дождик. Мимо нас проехал таксист, слегка обрызгав. Через какое-то время он проехал в обратном направлении и извинился. Часть пути до границы нас везла маршрутка, за рулём которой сидела женщина.

Я впервые была на трассе без копейки денег. Очень странное ощущение. К вечеру доехали до Краснодара. Полпути молчали, осмысливая всё произошедшее, и жевали уже начавшие надоедать мандарины. Шёл дождь, все трамваи шли в парк, мы стояли на остановке и ждали. Чёрное небо, лужи дырами в другой мир поблескивают на асфальте. Крупные тёплые капли, незнакомые запахи. Неужели Россия…

В Краснодаре нас приютила замечательная девушка Марыся. Наш человек! Посмотрели фотографии из её путешествий, позвонили домой. Посохли, выспались. Утром она проводила нас на маршрутку до выезда из города. Хотелось побольше пообщаться, но нас ждала трасса.

- Ребята, вы не курите?, - спросил водитель одной из машин.
- Нет, не курим.
- Что, совсем ничего? А то у меня ТАКАЯ трава есть! Совсем капельку её – и такой кайф! Сколько у вас в Москве корабль стоит?
- Понятия не имею. Рублей 450, наверно.
- Ага. А как вы смотрите на то, чтобы купить стаканов 8-9 по осени? Пишите адрес…
- Нет, спасибо, мы уж как-нибудь…
Вот такой страннюк. Надо заметить, следующая машинка была не менее забавной. «Копейка», за рулём колоритный потрёпаный колхозник, рядом с ним парнишка, судя по виду робкий и забитый, лет 15-ти. «А я вот с сыном на блядки ездил!! У вас в Москве бабы такие дорогие, да всё на час, на два… Не то, что у нас. Подъезжаешь на машине к школе в большую перемену, кладёшь 50 рублей на лобовое стекло…» Мда. О времена, о нравы.

6. ДОМОЙ

Где-то за Ростовом нам остановилась машина с ленинградскими номерами. Мужик ехал в Питер! Бывший полковник МВД, средних лет. У нас зашёл разговор о судьбе, несколько часов подряд проговорили о Боге, о закономерностях и случайностях, о душе…Наш разговор забавно контрастировал с непрерывно играющей одной и той же попсовой кассетой. Под вечер мы оказались в Павловске Воронежской области. Он предложил нам вместе переночевать и продолжить путь утром. Мы согласились. Поужинали вместе. Он снял нам комнату. Я чувствовала себя несколько неловко, но вместе с тем особого выбора у нас не было, да и спать хотелось невероятно. Получилось прямо по Кротову: оставшись без денег, мы стали ещё лучше питаться и ночевать в гостиницах. Сомнительное достижение.

Странное ощущение от ночёвки в номере «Люкс». Помылись, посмотрели телевизор и легли спать. Утром полакомились бутербродами и поехали дальше. Снова говорили о развитии человеческой личности, цели жизни, месте человека в мире. Во второй половине дня были в Москве. Мы расстались на МКАДе, я мысленно пожелала ему всех благ. Дошла пешком до дома. Под ботинками хрустел снег, кругом расстилалась глубокая и безнадёжная зима, завтра был первый учебный день, но я была счастлива тем, что вернулась, наконец, домой в целости и сохранности.

КОРОТКИЙ ЭПИЛОГ

Через день Юрик пригласил меня в гости. «Угадай, что я тебе привезла из Абхазии?» Я не стала его долго мучить и торжественно вручила ему последний несъеденный мандарин.