Вы здесь

Испания, мечта, которая исполнилась

ИСПАНИЯ. МЕЧТА, КОТОРАЯ ИСПОЛНИЛАСЬ.

Рассказ мой делится на 2 основных части. В первой части содержится техническая информация о поездке (как мы делали визы, что брали с собой, где ночевали, как пролегал наш маршрут). Если вам это не очень интересно, смело пропускайте этот раздел. Вторая часть - непосредственное описание поездки.

Вступление. Лето на Майорке.

Идея съездить автостопом в Испанию впервые посетила меня, когда я спускалась по трапу самолёта, приземлившегося в Пальме 3 июля 2003 года. Был душный вечер, уши мои страшно болели после первого в моей жизни полёта. Всёго четыре часа - и я пытаюсь дышать раскалённым и тяжёлым воздухом после приятной прохлады салона самолёта. Тело моё через некоторое время адаптировалось, но по-настоящему в Испании я почувствовала себя только через несколько дней. Столь мгновенное перемещение и странное чувство неправильности всего происходящего навело меня на мысль о том, то в следующий раз я изберу другой путь сюда, чтобы почувствовать все те километры, что пронеслись подо мой, скрытые облаками… Тогда я провела в Испании месяц, практически не выезжая из Пальмы: с понедельника по пятницу мы посещали занятия, в выходные ездили на организованные экскурсии. Мой автостопный опыт ограничивался двумя-тремя небольшими поездками по России, и в нашей группе не нашлось ни одного человека, который мог бы составить мне компанию. Тем более Майорка - это остров, далеко и бесплатно оттуда особо никуда не уедешь. На попутном транспорте мне удалось подъехать всего один раз: тогда наша подруга, которая обычно подхватывала нас по пути в институт, пролетела мимо, не заметив нас. В этот день мы как раз сдавали итоговый экзамен за весь курс нашего обучения. И задержка на час (именно столько времени идёт извилистым маршрутом мимо всех отелей туристической зоны, где мы жили, автобус до здания университета) стоила бы нам дипломов: рейс в Россию был на следующий день после экзамена, а аудирование (первую часть экзамена, в ходе которой нам надо было бы отвечать на вопросы по аудиозаписи) по второму разу ради нас никто бы делать не стал. Мы попросились на светофоре к очаровательному дядечке, который вёз малыша ко врачу и был очень рад нам помочь. Краткий словарь терминов. У автостопщиков (и не только) есть некоторое количество слов, которые они используют для обозначения специфических понятий. Я порой грешу употреблением подобной лексики, поэтому расшифровка (очень примерная и грубая, причём значения данных слов выбраны только применительно к данному тексту) этих слов некоторым из вас не помешает:

  • Автобан - скоростная автодорога. Передвижение пешком по ней запрещено. Как правило, характеризуется отсутствием перекрёстков, все развязки организованы с помощью мостов. В Германии на автобанах нет ограничений скорости, во Франции они платные.
  • Вписка - место (как правило, квартира), где можно бесплатно переночевать
  • Вписать - пригласить человека (чаще незнакомого или малознакомого) переночевать (как правило, у себя дома) бесплатно
  • Вписчик - тот, кого пригласили в гости
  • Вписывающий - соответственно, хозяин
  • Голосовать - совершать действия (как правило, жестикулировать) с целью остановить попутную машину.
  • Застопить - остановить машину путём голосования
  • Стопить - см. Голосовать

Часть 1. Техническое описание поездки.

Если вам не интересно, как мы получали визы и что везли в рюкзаках, пропускайте эту главу, не то заснёте прямо у монитора.

Участники:

ведущая -
Оленева Мария ака Маша Квашонка, 20 лет, опыт автостопа на момент поездки ~ 85 000 км по СНГ и Европе, уровень владения языками - английский (достаточный для непринуждённого общения при некотором грамматическом несовершенстве), испанский(средний, что означает, что общаюсь я без проблем, но иногда не знаю некоторых весьма полезных слов), основные фразы на финском и французском.

ведомая -
Рябова Вера ака Вера Квашонка, 22 года, опыт автостопа на момент поездки ~ 5 000 км по России, уровень владения языками - испанский (свободно), английский (хороший), итальянский(начальный уровень).

Мы с Веркой - сёстры, хотя родители у нас разные и визуально мы совершенно не похожи друг на друга. Мы познакомились в 2001 году через МЦ "Реставрос" - молодёжную организацию, занимающуюся добровольной помощью храмам, культурным объектам и монастырям. Мы несколько раз вместе работали в одном из московских храмов, потом ездили в паломническую поездку в Питер.

Визовый вопрос:

На момент поездки мы обе были обладательницами финской мультивизы, которая позволяет перемещаться по странам шенгенского соглашения (большинство стран Западной Европы). У Веры была стандартная мультивиза на 30 дней с коридором в полгода, у меня - 90 дней на год. На тот момент у меня 22 дня из 45ти, которые можно использовать за первые полгода визы, уже закончились.

Мы обе получали визы в Питере, без приглашения и брони отеля. У нас обеих московская прописка (при непитерской прописке надо быть готовым обосновать факт подачи на визу в Питере). Консульский сбор равен 35 евро, банк берёт комиссию в 2 евро, цена страховки на полгода примерно 450 рублей. Также для получения визы необходимо заполнить анкету (лучше это сделать заранее, чтобы не стоять в посольстве в очереди и продумать не спеша ответы) и приложить цветные фотографии на синем фоне (можно сделать рядом с консульством). Время ожидания визы: в не сезон - 2 недели, в сезон - до 5ти недель.

При наличии уже "откатанных" (использованных без нарушений) шенгенских виз вероятность получения визы повышается, при наличии нескольких использованных финских виз можно попробовать попросить визу на больший срок.

Минус такой визы в том, что, используя её, следует соблюдать некоторые правила:

Первый раз следует въезжать на территорию шенгена только через Финляндию.

Сумма дней, проведённых в Финляндии (если ты въезжаешь и выезжаешь через Финляндию, то все дни считаются финскими, если либо въезд, либо выезд не финские, то только один день идёт как финский вне зависимости от реального количества дней, проведённых в стране)
Желательно сделать несколько въездов для того, чтобы доказать необходимость в будущем иметь мультивизу.

Пограничный контроль:

Мы ничего запрещённого не везли, поэтому бояться было нечего. Основные погранпереходы в Финляндию - Торфяновка и Брусничное. Пеший переход границы запрещён. Количество идущих через границу машин достаточно для того, чтобы переехать её, не зависая перед ней надолго. Фуры, как правило, на границе становятся в очередь.
В нашем случае легковая русская машина шла на Тампере, поэтому мы переезжали границу в Брусничном. Самые частые вопросы на границе:
- Кута вы еттите?
- К камму?
- Атрес и имя пашалуста!
- Паккашите теньги!
- Сколко ви планируэтте остатся в финлянтии?

Желательно заранее продумать ответ и иметь хоть сколько-нибудь наличности помимо кредитной карточки (тревел-чеки тоже подойдут в качестве налички). На погранпереходе в Брусничном, как правило, задают больше вопросов, чем в Торфяновке. Обычно таможенники говорят по-русски, но бывают и исключения. В зависимости от водителя вас могут вообще ничего не спросить или спросить что-нибудь ещё.

В нашем случае таможенница нами заинтересовалась. Мы дали ей адрес-телефон заранее предупреждённого финского приятеля, показали много денег (мы, разумеется, не собирались всё это тратить). Адрес-телефон она куда-то себе записала, но звонить ему не стала.

Для любителей халявы:

Не советую вам этого делать, но расскажу, чтобы знали. При острой финансовой недостаточности можно перевезти через границу 1 блок сигарет (как правило, красного LMа) и 1 литр водки (если едете более, чем на три дня) на человека. На другой стороне границы можно продать всё это (блок стоит где-то 10 евро, про бутылку не знаю) и заработать немного денег. Сигареты можно везти с 18ти лет, водку - с 20ти. Но подумайте, надо ли вам это? Теоретически есть возможность того, что вас подставят или что желающих купить "контрабас" не найдётся.

Сроки поездки:

1-24 августа (города через "тире" были пройдены транзитом/по объездной)

Краткое описание:

01.08 - страт из Москвы (м. "Речной вокзал"), ночь в Питере (ситистоп до ул. Верности)
02.08 - день в Питере, старт в 22.00 от м. "Чёрная речка" в сторону Финляндии.
03.08 - Приезд в Turku (Финляндия). День в ожидании парома, осмотр достопримечательностей. Паром 21.00
04.08 - старт утром с парома. Stockholm-Jonkopping-Helsingborg-Helsingor-Kolding-Ночь в германии под Гамбургом.
05.08 - из-под Hamburg-Bremen-Luxembourg-Nancy-Dijon-ночёвка на заправке перед Lyon.
06.08 - оттуда в сторону Nimes-Montpelier-потом откуда ни возьмись машина на Bilbao. Ночь на заправке перед Bilbao.
07.08 - смотрим город, вечером выезд на запад. Ночь - заправка Torrelavega
08.08 - путь по северной дороге до A Coruna. В Кантабрии заезжаем в некий маленький городок, где едим и гуляем. В A Coruna гуляем по городу, сидим в интернете, вечером выезжаем в сторону Santiago. Ночь на заправке.
09.08 - Santiago de Сompostela. Выезд на Finisterra, ночёвка в кемпинге Cee.
10.08 - через Santiago-A Coruna-на Madrid. Ночь на заправке перед Lugo.
11.08 - в 3 часа дня мы в Мадриде, смотрим ночной город.
12.08 - Madrid. Фиеста "Virgen de la Paloma", конкурс костюмов и танцев
13.08 - Madrid. Фиеста "Virgen de la Paloma", конкурс танцев, музей.
14.08 - Toledo, выезд оттуда на Aranjues-Jerez, ночёвка на заправке в Bailen.
15.08 - Приезд в Jerez, вписка у Карен, пляж.
16.08 - Заехали в Cadiz, посмотрели Jerez
17.08 - Весь день готовили еду и раздолбайствовали, всё там же
18.08 - Sevilla, ночёвка за Мадридом
19.08 - Zaragoza, выезд на Барселону
20.08 - Barcelona-Montpellier-Lyon-Dijon-(овернайт)-
21.08 - -Bremen-Lubeck-Putgarten-(паром)-Malmo. Ночёвка.
22.08 - оттуда на Stockholm. Смотрим город, гуляем, паром 20.10
23.08 - Прибытие парома 7.35. И, собственно, через Хельсинки на Питер, из Питера овернайтом на Москву.
24.08 - утро - финиш в Москве.

Снаряжение:

Теперь пару слов о снаряжении. Комбезов у нас нет, да и ездить в них по жаре нам не очень хотелось. Основное время поездки мы обе были в жёлтых коротких штанах и жёлтых же майках. На голове кепка, на ногах в зависимости от погоды спортивные сандалии или кеды. Раскладка, указанная ниже - это усреднённый вариант. По мере движения наше снаряжение меняло своё местоположение, терялось и выбрасывалось. Мы разделили вещи так, чтобы всё снаряжение для ночёвки было в одном рюкзаке, а всё прочее - в другом. Таким образом, на Верке был туго набитый "штурмовик", который открывался 1-2 раза в день, а на мне - довольно неплотно упакованный "Экспедиционник" с часто используемым снаряжением.

"Штурмовик": 2 пенки (тонкие), 2 спальных мешка (лёгких); палатка "Bask Cliff" (во время езды к центру и югу Испании в рюкзак убирались также 2 куртки, после Финляндии - купленный по дороге путеводитель, на обратном пути - бутылка вина)
"Экспедиционник": одежда, бельё, носки, гигиенический набор, аптечка, карты и макулатура, накопившаяся по дороге, сувениры (по мере накопления), кофта (да, одна на двоих, и не спрашивайте почему), купальники, обувь (у каждой была пара кед и туристических сандалий), чистые кассеты/флешки/средства для зарядки, видеокамера, еда (в головном отсеке, и количество её менялось), музыка(кассеты и диски), штатив(маленький), посуда(моим комплектом было засеяно немецкое поле), прочее по мелочи.

Бюджет поездки.

Мы рассчитывали потратить по 150-200 евро на человека на 21 день. Мы могли себе это позволить, так как за июнь-июль нам удалось подработать. Мы взяли больше денег, чем требовалось, для того, чтобы показать на границе и на случай, если нам попадётся что-нибудь стоящее. В итоге примерно так и получилось: каждая потратила по 200 - 220 евро, не потратив то, что предназначалось только напоказ. Помимо питания мы платили за паром (Турку - Стокгольм) туда и обратно (~ 57 евро на двоих, билеты до Аландских островов), метро в Мадриде (ок. 6-7 евро на двоих), за 1 ночь в хостеле в Сее (~8.50 евро на двоих) и за стирку там же (~ 3 евро). Так же я купила некоторое количество карт (~ 15 евро), батарейки для фотоаппарата (не помню), симпатичный бурдюк для вина (ок. 10 евро), немножко сувениров и сандалии (на старте у меня были только кеды, а в них жарковато) - 8 евро. Периодически мы пользовались платным Интернетом ( в среднем 1.40/час).

Можно путешествовать и с меньшей суммой (5 евро в день - мой обычный минимум), но в наши планы жёсткая экономия не входила.

Перемещение.

Автостоп (старт и финиш - в Москве), паром из Турку в Стокгольм и из Стокгольма в Турку. В Мадриде - метро, в Питере - маршрутка (ул. Верности - м. "Чёрная Речка").

Перемещаясь автостопом по Европе, мы всегда использовали одну и ту же технологию: голосовали на выезде с заправок, значительно реже впрашивались в уже заправляющиеся машины (иногда конфигурация заправки делает голосование неудобным). При выезде из города старались найти заправку, стоящую в начале автобана; если таковой не находилось, голосовали на экзите (выезде из города на автобан).

Ночёвки.

Часть ночей мы ночевали в палатке. 2 ночи мы провели на пароме. Несколько ночей мы были без сна в дороге. В Мадриде и Хересе мы ночевали у пользователей сайта www.hospitalityclub.org.

Готовясь к длительной поездке заранее, хорошо бы подумать о местах будущих ночёвок. Не везде в Европе (и не только) можно поставить палатку, да и отдохнуть, постирать, посушить и поесть домашней еды порой хочется. Особенно вопрос поиска места ночёвки актуален при желании посмотреть большой город. Можно, конечно, пользоваться хостелами и гостиницами, но бюджет поездки не всегда позволяет это делать, к тому же летом там может просто не оказаться свободных мест.
Эти три сайта я регулярно использую сама:

Здесь можно найти не только место, где переночевать, но и людей, готовых показать вам город и составить вам компанию.

Можно спорить, какой из этих сайтов лучше, но общий принцип действия одинаков: необходимо сначала зарегистрироваться, даже в том случае, если вы не имеете возможности приглашать к себе гостей и слишком заняты, чтобы проводить с ними время (в этом случае надо сделать отметку об этом в соответствующей графе регистрационной формы). Для использования этих сайтов желательно владеть каким-нибудь европейским языком хотя бы на базовом уровне - анкеты лучше заполнять на английском языке. Если у вас появятся вопросы по сайтам, их всегда можно задать волонтерам.
Мы озаботились поиском "вписки" заранее. Впиской автостопщики часто называют место (как правило, квартиру), где можно переночевать бесплатно. Довольно часто хозяин вписки с гостями своими не знаком - люди, ищущие ночлег, связываются с человеком, готовым их принять, через интернет или по телефону. Автостопщики довольно часто обмениваются друг с другом контактами. Так, если мой друг захочет поехать в, скажем, Екатеринбург, я могу ему дать адрес электронной почты моего знакомого, который там живёт и сможет его приютить.

Питание.

сновном мы питались довольно скромно, но со вкусом. Некоторое количество еды мы везли с собой, но не очень много, так как примус мы с собой не взяли с целью уменьшения веса рюкзака. По пути в Испанию мы обычно покупали на заправках хлеб, сыр (мы обе очень любим мягкий французский, и по сравнению с Россией он в Европе стоит недорого), иногда колбасу, кофе, консервы, если попадались дешёвые. В самой Испании мы закупались в супермаркетах (как правило, они дешевле, чем небольшие магазины) в городах (по пути в Испанию такой возможности у нас не было, так как мы не слезали с автомагистрали). Периодически мы устраивали себе праздник желудка, обнаружив где-нибудь дешёвый супермаркет. Довольно недорого стоили там йогурты, шоколад, любимый нами сыр, джем и хлеб. Несколько раз мы обедали в ресторанах (очень хотелось попробовать местную кухню, благо средства позволяли). Полный обед с вином и десертом стоил от 6 до 8 евро на человека. Обычно вина было многовато, и мы переливали его во фляжку, чтобы допить вечером.

В городах обычно действует такой закон: в историческом центре много ресторанов, в основном они очень дорогие, а на окраине довольно сложно найти нормальное место, где можно не только пива выпить, но и поесть. Выход - искать ресторанчик недалеко от центра, но не в нём самом (довольно часто граница между старым туристическим центром и прилежащим районом хорошо заметна). Мы так и делали, находя ресторанчики, до которых ленивые ноги нормальных туристов не доходят.

Несколько слов об испанской кухне.

Самые известные российской публике блюда - паэлья и гаспаччо. Будете в Испании - закажите разок 1 паэлью на двоих, если это правильное кафе, то вам принесут целую сковородку, после такого больше ничего заказывать не захочется. Паэлья - особым способом приготовленный рис. Она бывает с мясом, морская, вегетарианская и др.

Гаспаччо - блюдо преимущественно летнее. Это холодный овощной суп-пюре, или что-то вроде того. Он часто продаётся в супермаркетах в тетрапак-упаковке, как сок. Если покупаете себе еду в супермаркете, можете взять 1 литр на двоих, этот суп в походных условиях можно не только есть, но и пить.В Галисии мы уплетали суп по-галисийски (он отдалённо напоминает щи) и, разумеется, рыбу. Галисия известна своими морепродуктами и блюдами из рыбы. Довольно оригинальная вещь - осьминог по-галисийски. В ресторанах он стоил слишком дорого, поэтому мы довольствовались консервированным, который можно купить в супермаркетах довольно дёшево. Очень вкусный галисийский (главным образом его делают в Сантьяго) десерт - торт мондоньедо, сделанный из меда с миндалем.
В Астурии делают замечательный сидр, который нам удалось попробовать в Мадриде. Нас очень порадовало его название - "Вильявисиоса", что в переводе с испанского означает "Деревня грехов (или, точнее, пороков)". Очень в тему: совсем недавно "Город грехов" с Веркой смотрели.

В Мадриде мы наслаждались разными сырами, привезёнными со всей Испании. Довольно приятный испанский напиток - "Чуффе де орчата".

Его делают из тигровых орехов, он напоминает не то молочный коктейль, не то кокосовое молоко.
В центральной Испании много разнообразных мясных блюд. Различные колбасы ("чорисо"), ветчина ("хамон") итд.
Классический испанский десерт - халва из миндаля (туррон) и другие восточные сладости. Туррон бывает и во Франции, но испанский вкуснее. Он, кстати, довольно живучий, можно привести некоторое его количество с собой домой.





Часть 2. В пути.

Питер

На город медленно спускался вечер. Уже не белые ночи, но день по-прежнему длинен. Мы выходим из метро "Чёрная речка" и идём в сторону моста.
Погода нас не радует, может пойти дождь. На сердце тоже тяжело: дома у меня остался обиженный поспешным отъездом молодой человек, университетские долги и недоделанные дела.
Стоило мне почувствовать груз нерешённых проблем, как он придавил нас к трассе: мы зависли. До границы у нас вышло 3 машины, причём одна из них была "шестёркой", в которой уже сидело четверо. Достичь границы к часу-половине второго не получилось. В итоге пересекали границу с русским, ехавшим в Тампере. Так как начался довольно сильный дождь, мы не стали вылезать из машины в надежде обрести что-нибудь в сторону Хельсинки, и пересекли финскую границу не в Торфяновке, как хотели, а в Брусничном.

Финляндия

Мне страшно не хотелось соваться на автобан Турку -Тампере без карты и знания, где там удобное место для голосования. По этому мы поехали по срезке. Раннее утро, прохладно, над оранжевыми полями стоит туман. Машин не много, нас забирает пустой лесовоз. Водитель практически не говорит по-английски, общаемся на привычном языке поездок, который условно можно обозвать "вавилонским", ибо состоит он, как правило, из смеси 2-3 европейских (и не только) языков: в данном случае, это смесь из финского и английского. Водитель высаживает нас и сворачивает в лес. Мы голосуем где-то полчаса, и каково же наше удивление, когда нам останавливается тот же самый водитель, вынырнув из леса. Он успел загрузиться, пока мы голосовали, и продолжает путь.
На заправке встретили двух мотоциклистов со шведскими номерами. Оттуда нас забрал финн, очень смешно говорящий по-русски. Его акцент, как ни удивительно, напоминает японский. Он говорит очень много на очень непонятном русском, мы искренне улыбаемся и делаем вид, что понимаем.
Когда мы вылезли из машины в Турку, уже разогрелся воздух и солнце забралось на самую верхушку неба. Что в переводе с поэтического языка означает, что мы опоздали на утренний паром. До этого я была в Турку только транзитом и самого города не видела, так что мы не очень расстроились. Перекусив в ближайшем супермаркете, мы направили свои стопы к терминалам. По пути мы зашли в собор и в замок. В соборе были очень красивые фрески и куча разноязыких туристов. В замке мы познакомились с девушкой в национальном костюме. Внутрь мы не пошли, ибо дорого.

Терминалы Viking Line и Silja Line находятся в Турку рядом, что позволило нам сравнить цены на билеты и на камеры хранения. Получилось, что билеты дешевле у Викинга, а камеры хранения - у Сильи (наши 2 рюкзака замечательно помещаются в одну камеру, а в Викинге просят платить за каждый рюкзак). Женщина, которая продала нам билеты на паром, дала нам карту города и рассказала об основных его достопримечательностях. Мы вылезли из жёлтых одеяний и направились гулять по городу. Первая достопримечательность, которая нас заинтересовала - это бесплатный Интернет. Мы выяснили, что Интернет бесплатен в городской библиотеке. До библиотеки идти было далековато, и мы решили попытать счастье. Через минуты две нам остановились жизнерадостные финны и повезли нас по приколу в библиотеку. Они были очень удивлены, узнав, что мы, собственно, едем транзитом через их страну из Москвы в Испанию.
Очередь была небольшой, и мы получили вожделенную возможность попортить глаза монитором. Мне пришли письма от немецкого друга и от человека, согласившегося нас приютить в Хересе.
После Интернета нам захотелось культурно обогатиться, и мы пошли гулять по городу. Солнечная набережная была полна народу. Мы пару раз прокатились на маленьком оранжевом бесплатном паромчике (Fori). Он бегает с одного берега реки на другой.

Потом попили немного финского пива в тени деревьев недалеко от замка. Для интереса взяли 4 маленькие бутылочки разных сортов. Пиво нам не очень понравилось.
На пароме мы сначала сидели в "Скай-баре" на 11 этаже, оттуда открывался замечательный вид на окружающее водное пространство, но спать там было не очень удобно. Финнам, как и нашим дорогим соотечественникам, по пьяни так нравится караоке!…
Ближе к ночи бар стал закрываться. Мы пошли вниз искать удобное место. Удобное место нашлось на 2-й палубе под лестницей: оставляя под ней пустое пространство, инженер явно предполагал там место для нашей палатки Bask Cliff. Кстати, там же находится бесплатный общественный душ, чем мы, разумеется, воспользовались. Мы поставили палатку, выпили в ней последнюю бутылку пива и принялись засыпать. Слышим - топот нетрезвых ног. Остановились. Молчание.
"Tent?"
"Tent!"
Хватит спорить, горячие финские парни. Посмотрели они на нашу палатку и ушли. А мы заснули.

Проснулась я, с ужасом решив, что мы проспали. Одевшись и разбудив Верку, я поняла, что бес попутал - ещё можно час как минимум спать. Но спать уже не хочется, мы собираем вещи и идём гулять по парому.
На пароме периодически встречаются лежачие тела всевозможных рюкзачников и неформалов разной степени трезвости. В курилке сидит финская молодёжь, через слово произносящая "vittu" и пахнущая пьяной и бессонной ночью. К нам присоединяется один красноокий красавец и принимается выяснять нашу гражданскую позицию по поводу Путина. Потом я показываю ему сделанные фотографии, каждое мелькающее на снимке женское лицо вызывает у него восхищение, про всех без исключения девушек он спрашивает, есть ли у них парень. Интересно, если бы оказалось, что кто-то из моих малочисленных подруг одинок, что бы он сделал? В Россию к ним поехал, что ли?

Швеция

Оказалось, что мы забыли перевести часы на шведское время. По этому поводу у нас оказался ещё один час свободного времени. Девушка на ресепшн поинтересовалась, как и куда мы едем. Узнав, что мы едем автостопом, она совершенно не удивилась и посоветовала пойти к дальнобойной столовой поспрашивать водителей.

Фур на пароме было мало, мы поговорили с парой водителей, нашли одного, который ехал недалеко в нужном направлении, договорились, что, если никого больше не найдём, поедем с ним.

Когда люди начали спускаться к машинам, мы последовали их примеру. Шведы как-то не очень охотно с нами общались, часть людей просто ехало в другом направлении. Большинство опрошенных ехало в Стокгольм. Одна машина согласилась взять нас до Йончоппинга. Это примерно полпути от Стокгольма до Мальмё, мы радостно согласились. Мужик оказался финном по имени Юкка. Он спросил, нормально ли, если мы заедем на 15 минут к его знакомой кофе попить. Мы были только за. В результате мы минут 40 просидели в гостях у очень милой женщины с двумя детьми.

В Йончоппинге долго озирать окрестности нам не пришлось: нам остановился датчанин, идущий в Эльсинор. Есть 2 простых бесплатных для автостопщика способа попадания из Швеции в Данию: мост из Мальмё в Копенгаген и паром из Хельсинборга в Эльсинор. Паром выгоден тем, что отпадает необходимость прохождения Копенгагена и появляется возможность найти на пароме дальнюю машину. Очутившись на пароме, мы радостно озирали машины с недатскими номерами и ждали, когда паром причалит и можно будет пообщаться с их владельцами. В итоге наш замечательный водитель нашёл нам испанскую фуру. Я совру, если скажу, что мы обрадовались: было ясно, что до Испании (да даже до Франции) мы с ней не доедем.

Дания

Водитель оказался общительным румыном, живущим в Испании. Он рассказал нам кучу забавных историй. Переезжая через один из бесконечных датских мостов, мы погрузились в ливень. Вода снизу и сверху, чёрный скелет моста, его мокрые рёбра царапают войлок жидких туч. Рядом с нами через мост мчится поезд. В этой машине мы впервые услышали песню "Dame la gasolina", ставшую в последствии гимном нашей поездки.

К сожалению, нашему водителю позвонил начальник и сообщил, что планы поменялись (с вечера пятницы французские автобаны для фур закрыты, и начальник пожалел денег на спецразрешение, из чего следовало, что во Францию водитель мог не торопиться). Мы оказались в Дании на некой заправке (около Оденсе). Оттуда нас увезли идущие на север гренландцы, муж с женой и двое шаловливых детей. Детям мы очень понравились, они принялись с нами играть. Я решила их сфотографировать, что превратилось в новую игру: они прятались от моей камеры, а я пыталась их снять. Доехав до первой двусторонней заправки (работающей на оба направления движения автомобилей), мы покинули машину, перешли автобан (мы были очень, очень осторожны: по хорошему не стоит переходить автобаны, даже если машин не много) и стали голосовать в сторону Германии.

Через немецкую границу нас вёз поляк, не говоривший ни на каких языках, кроме польского. Мы немного расслабились в фуре, был уже вечер. До нас дошло, что он не проезжает мимо нужной нам заправки, только тогда, когда мы оказались рядом с перекрёстком двух автобанов. Впрочем, нужная нам заправка была в паре километров от этого места. Мы пообщались с девушкой, работавшей на маленькой заправке неподалёку, пытаясь узнать, где тут можно поставить палатку. Не добившись вразумительного ответа, поставили палатку на ближайшем поле. О, сельскохозяйственные угодия Европы, сколько скитальцев вытаптывают вашу кукурузу (и прочие стратегически важные для существования Евросоюза растения) в поисках ночлега..

Германия и Франция.

Итак, мы проснулись на довольно мокром поле, собрали вещи и уехали. Позже обнаружилось, что в процессе сборов мы, видимо, потеряли мои кухонные принадлежности. Впрочем, особых поводов пожалеть не представилось.

Утром до нужной нам автобанной заправки нас довезла ехавшая домой сотрудница заправки, с которой мы общались накануне. Причём мы вылезли на дорогу с поля практически у неё на глазах. Что она при этом подумала, осталось для нас загадкой.

Погода была какая-то серая, не смотря на это ехалось легко. Благодаря идущей через Люксембург фуре в 6 часов вечера мы оказались во Франции в районе Нанси. В ней-то мы и забыли наш запас гречки, вынутый из рюкзака в порыве альтруизма (хотелось хоть чем-то угостить водителя). Интересно, португалец в курсе, как её готовить?

Франция. Наш любимый сыр. Прекрасные удобные для спанья призаправочные территории. Непонятный нам обеим язык.

Один из водителей был из Алжира и слегка говорил на английском, что позволило мне пополнить запас известных мне французских слов и фраз. Потом нам попался забавный итальянец, ехавший в свою Италию. Он высадил нас на заправке перед развилкой и продолжил путь, а мы отправились ставить палатку. Мы провели чудесную ночь под сенью зелёных кустов. Было тепло и сухо, никто нас не беспокоил. Утром мы продолжили путь.

На автобане около Лиона обнаружился затор. Машины ползли медленно, наш водитель - бельгиец с симпатичной дочкой лет 12ти - предпочёл поменять автобан на национальную дорогу. Так было даже интереснее, удалось хоть что-то увидеть, кроме голого автобана: за окном промелькнуло несколько симпатичных французских городков и живописных развалин каких-то замков. Место, где водитель нас высадил, было недалеко от автобана. Ещё подъезжая к нему, мы удивились количеству волосатого народа, идущего вдоль дороги в обоих направлениях. Оказалось, тут проходит рэгги - фестиваль. Укуренные компании ходили по городу, из кафешек раздавались звуки рэгги, люди, которых после приобщения к празднику обуял голод, тащили пакеты, из которых торчали багеты. Мы ради интереса зашли на территорию фестиваля. Разноцветная молодёжь без стеснения забивала косяки. Стоило нам оказаться на территории, как нами заинтересовался негр с длинными дредами. Он спросил, откуда мы, надолго ли приехали, что будем: траву, гашиш или…? Подходи, покупай, дёшево и качественно. Мы предпочли удалиться.
Мы добрались на заправку на ехавшем куда-то в ту сторону мужике. Он знал несколько слов по-русски и был родом откуда-то не из Франции. Ни его, ни нас не смутило наличие собаки на заднем сидении. Весь наш недолгий путь Вера просидела в обнимку с псиной. На позиции нам остановились две "Ивеки". За рулём первой был негр, он сказал, что возьмёт только если напарник согласится. Напарник согласился. Так как я не была уверена в том, что второй водитель говорит по-испански, я посадила к испаноговорящему негру Верку, а сама села ко второму водителю. Оказалось, что он испанец и ехали они в Бильбао. Ну, в Бильбао так в Бильбао.
Испанец оказался очень вежливым и приятным собеседником, негр же носил экзотическое имя Мамаду и безбожно грузил Веру какой-то ерундой. "Сколько тебе лет, 14? У нас никто не ездит автостопом, он запрещён! Вы везёте с собой что-нибудь запрещённое? Вы ушли из дома? Зачем вы едете в Испанию? Я боюсь вас везти! Я не повезу вас через границу! " При взгляде на его неврную физиономию мне представлялась грустная картина: трудное детство, родители - наркоманы (МАМА ДУет, папа дует*), жрать нечего, единственная каша, которая есть - из марихуаны(такое правда бывает). Мамаду очень боялся, что из-за нас у него будут проблемы на границе, и уговорил напарника высадить нас на последней заправке. Там мы мило пообщались с её обитателями, поели и застопили милую семью, едущую в Витторию.

Испания.

Страна Басков. Бильбао.

палатка "Баск" в стране Басков.

- "Nino carino, ponte el chupete (милый ребёнок, возьми в рот соску)" - постоянно повторяла мать семейства.

Эта фраза пристала к нам надолго - мы читали её как рэп-речёвку. Ребёнок не очень-то слушался маму, ему очень понравилась раста (косичка из ниток) в моих волосах.

Мы вылезли на заправке перед тем, как они свернули. Потом сместились ещё на одну заправку в сторону города, остановив литовского дальнобойщика. Он разговаривал почти исключительно матом и ехал со скоростью около 40 км/ч. Когда мы выходили, он предложил выпить. Нам очень хотелось спать и совсем не хотелось водки, поэтому мы покинули машину и принялись искать место для ночёвки.

Палатку "Баск" в стране Басков ставить было сложновато из-за неровности местности. В итоге мы пристроились у будки неизвестного назначения и провели спокойную ночь, счастливые сознанием того, что мы наконец-то доехали. С момента выезда из Питера прошло 4 дня.

Утро. Мы стоим на позиции. После нескольких минут решаем сделать табличку: Бильбао совсем близко, часть машин может не останавливаться, думая, что мы ждём что-нибудь дальнее. Находим картонку, начинаем выводить тонким маркером название города. Вдруг из воздуха возникает рука с маркером. "Возьмите, он удобнее!" - говорит нам загорелый юноша с большим рюкзаком. Зовут его Пабло, он из Аргентины, путешествует по Европе автостопом. В Бильбао он ехал к друзьям, они собирались вместе работать в курортных городах Испании, продавая картины.

Через некоторое время Пабло взяла машина, в которой было только одно место. Мы тоже долго не стояли.

Бильбао - один из тех городов, что нравятся сразу. Пальмы, фонтаны, красочные рисунки на стенах, чистые широкие солнечные улицы.

Первым делом мы пошли в туристический центр, где нам дали бесплатные карты города и страны Басков и рассказали о достопримечательностях, которые следует посетить.

Мы пошли гулять по городу. Нам часто попадались на улице немолодые мужчины с чёрными беретами на голове: оказывается, эта деталь классического баскского гардероба до сих пор пользуется популярностью.

На одной из улиц играл уличный музыкант. Мы остановились, чтобы посмотреть карту, и тут какой-то мужик подошёл к Вере и дал ей денег, чуть больше 1 евро. Вера удивлённо спросила его, что бы это значило, но он не стал ничего объяснять и ушёл. "Так Джа послал нам денег на интернет" - решили мы и отправились в интернет-кафе..

У нас созрело решение посетить Сантьяго де Компостела, и мы подумали, что неплохо было бы выяснить, есть ли там пользователи hospitalityclub. Мы написали несколько писем, прося вписку на 1-2 ночи через пару дней. В сообщении мы оставили мой московский номер в качестве контактного, так как не были уверены в том, что у нас будет возможность проверить почтовый ящик.

В центре мы снова случайно встретили Пабло, он присоединился к нам.

Я довольно быстро привыкла к испанской речи, было приятно после Франции снова говорить на известном мне языке. Мы посмотрели на Гугенхейм - недавно построенный музей современного искусства, - но внутрь не пошли, так как стоило оно дорого.

Рядом с Гугенхеймом стоит огромная цветочная собака.

Испанцы зовут её Пупи (от англиёского "puppy" - щенок: это ещё одно из длинного списка слов, исковерканных испанцами, в дополнении к БэЭме Уве - BMW и проч.).

Вечером Пабло поехал к друзьям, а мы направились на выезд из города с целью отъехать от него на несколько заправок в сторону Галисии и там заночевать.

Мы мечтали о заправке с душем, шагая по петляющей дороге на выезд, где имелась заправка. Уехали мы быстро, убедившись, что наша карта совершенно не соответствует действительности: со времени её выпуска построилось очень много новых заправок, на одной из которых мы и оказались ближе к ночи.



Пахучая ночь

Поздно вечером мы оказались на довольно большой заправке около Торрелавеги. Сил уже не было, мы пошли искать место для палатки. Мы решили отойти подальше и найти укромное местечко. Всё кругом было отдано под сельскохозяйственные цели. Единственное более-менее удобное место находилось около небольшого паркинга для грузовиков. На нём стояла всего 1 фура, и номера у неё были польские. Мы побрели по зелёной массе непонятной растительности. Растительность оказалась довольно колючей, и Вера довольно сильно исцарапала ноги. Мы, было, выбрали местечко, начали ставиться, как вдруг почувствовали запах. Ой, фуу! Скорее отсюда!
Пока перетаскивали вещи, умудрились кое-что уронить. Легли.
- Блин, воняет! Я, похоже, вляпалась!
- Если хочешь, сходи, помойся на заправку, я пока закончу с палаткой.
Верка отправилась на заправку и через некоторое время вернулась.
- Всё равно воняет
- Ладно. Давай "звёздочкой" помажемся, - сказала я и достала аптечку.
Итак, решение было найдено, мы заснули, вдыхая аромат известного большинству из вас с детства бальзама. Проснувшись, мы пошли на заправку, привели себя в порядок и продолжили путь. Долго ещё в наших кошмарах нас преследовали запахи этой ночи.

Кантабрия и Астурия

Эти две провинции мы пролетели практически без остановок. В Кантабрии мы оказались в маленьком городочке (мы даже не знали, как он называется). Так как автобан там в процессе строительства, наша карта не сообщала нам, какие части дороги запрещены для голосования. Мы навестили небольшой супермаркет и накупили там дешёвой еды. Недалеко от супермаркета оказалась очень удобная зелёная лужайка. На ней стояло несколько машин. Мы сели на травку и разложили еду. В середине процесса дверь стоящей недалеко машины с французскими номерами открылась, и удивлённый француз уставился на нас.
- Bonjour! - радостно произнесла я, прервав процесс разжёвывания пищи.
Удивлённое молчание было мне ответом.

Изрядно отяжелев, мы поплелись искать удобное место для голосования. Это отняло у нас около часа: удобную позицию было очень трудно найти из-за длинного моста, с одной стороны примыкающего к городу. В итоге мы нашли мало-мальски подходящую развязку. С неё нас увёз англичанин, перебравшийся в Испанию. Он поселился здесь в какой-то крохотной деревушке в горах. Раньше он работал осветителем на рок-концертах Pink Floyd, однажды он был с ними по работе в Москве.
В Астурии нас удивили плакаты и таблички "No oro" ("Золота нет"). Оказалось, там какие-то проблемы с решением правительства строить шахты, или что-то в этом духе. Регион выглядел очень бедно, ощущение запустения не оставляло нас много десятков километров. На мой мобильный пришло сообщение от одного из пользователей сайта. Он был готов нас принять и просил сообщить о приезде накануне.

Галисия

"Dos Marias"

эта шуточная скульптурная группа посвящена двум женщинам, жившим в Сантьяго. Они часто ходили гулять в парк, ярко накрашенные и пёстро одетые. Они знакомились и кокетничали со студентами, которые смеха ради им подыгрывали.

К вечеру мы оказались в А Корунье.

Мы позвонили преподавательнице Веры, с которой было бы интересно встретиться поболтать. К сожалению, её не было дома. Тогда мы отправились гулять по городу.

А Корунья нам понравилась меньше, чем Бильбао. Она произвёла впечатление довольно нового и современного города.

Мы с удовольствием по нему погуляли. Начало темнеть, и мы пошли на выезд из города с целью отъехать недалеко от него и поставить палатку. Несколько машин - и мы ставим палатку в кустах на заправке.

Перед сном мы сообщили, что утром будем в Сантьяго (города расположены недалеко друг от друга). Наш товарищ нам ответил, что он занят до двух, а в 2 можно встретиться где-нибудь в центре.

Проснулись мы, как обычно, около половины девятого, и в 9 уже голосовали на выезде с заправки.

На поле рядом какой-то работяга копал картошку и испуганно поглядывал на неопознанный объект (т.е. нашу палатку).

Нас довольно быстро подобрал загорелый галисиец. Он ехал в Сантьяго.

Он на удивление быстро отгадал, откуда мы. Как правило водителям это давалось с трудом, ибо довольно сложно предположить, что две девушки, бойко болтающие по-испански, русские. Оказалось, что он озвучивает сериалы, и в данный момент его персонаж - русский! Причём в фильме говорят не по-испански, а по-галисийски. Надо отметить, что в Галисии люди говорят на галисийском, он по звучанию напоминает смесь испанского и португальского.

На территории Испании существует 4 языка: испанский (кастельяно), галисийский, каталонский и баскский.

В Сантьяго мы оказались к полудню. Наш "русский" водитель привез нас в центр, где находилось его место работы. Оказалось, что в Сантьяго, как и в Москве, есть Красная площадь, но здесь она не является главной площадью города.

В районе двух мы позвонили юноше, обещавшему нас вписать. Никто не брал трубку. Через какое-то время мы повторили попытку. Ответа не было. Мы позвонили ему на городской. Опять же ноль реакции. Тогда мы пошли бродить по городу. Мы звонили ему несколько раз в течение дня, но никакого ответа не получили. Это был первый раз за те полтора года, что я пользуюсь сайтом, обычно проблем подобного рода не возникает.

Сантьяго действительно стоил того, чтобы его посмотреть. В городе находится одна из главных христианских святынь - мощи св. Иакова (по-испански "Яго"), одного из апостолов Христа.

Город до сих пор полон паломников из разных стран. До сих пор существует известная в старину Дорога Св. Иакова ("Камино де Сантьяго"). Человек, прошедший эту дорогу, получает прощение всех грехов. В старые времена необходимо было пройти пешком 600 км, теперь достаточно 50-ти (или 100 на велосипеде). Многие люди делают это до сих пор, правда, не все из них ищут прощения грехов - некоторые делают это просто из интереса. В городе на каждом углу продают шляпы и посохи, а также ракушки - символические атрибуты паломника. Надо отметить, что Камино де Сантьяго Вера в итоге выбрала темой своего диплома.

Соборная площадь заполнена шумными туристами. Мощи святого находятся в огромном красивом соборе. К нашему удивлению, очереди к мощам почти не было, можно было спокойно спуститься и помолиться в тишине.
На площади рядом с собором люди в народных костюмах танцевали национальные танцы, играли и пели.

Я с удовольствием засняла этот процесс. Потом мы немного побродили по городу и пошли на выезд. Мы решили, что, раз вписка в Сантьяго не удалась, поедем-ка мы на мыс Финистерра. Финистерра - самая западная часть Испании, сюда приходили паломники после посещения Сантьяго. Они выбрасывали в волны предметы одежды и обуви в знак очищения от грехов, они смотрели в океан и думали, что это - конец земли (слово "Финистерра" можно примерно перевести как "конец земли"). Они не знали, что за океаном есть ещё земля, и карты их были не на столько точны, чтобы понять, что в Португалии есть ещё более западный мыс. Мы поспрашивали людей, как нам будет удобнее добраться до Финистерры.

- Пайя, Пайя, Па Нойя - туда, туда, в Нойю - объяснял нам какой-то сердобольный дяденька.

Мы довольно просто добрались до Нойи - города, лежащего на полпути от Сантьяго до Финистерры, - а вот оттуда выехать было не так-то просто.
Дорога была извилистой и не имела обочины, тем более день клонился к вечеру и большинство машин ехало недалеко. Через какое-то время нам остановилась голландская легковушка. Боже, сколько было в ней барахла. Ракетки-сумки-книжки-мячи-ещё-какое-то-дерьмо….

Короче, влезли мы в машину и поехали.
- Куда едешь? В Финистерру?
- Я еду в Сее. Точнее, почти в Сее.
- Хм, интересно-интересно. Сее - это населённый пункт в нескольких километрах от Финистерры.
- А что там?
- Кемпинг.

Кемпинг. В кемпинге есть душ. Мы не были в душе с парома, прошло уже 3 дня, начинало хотеться помыться. Одежда не стирана с Москвы.. Мы уже морально приготовились к благам цивилизации на вписке, и то, что вписка не состоялась, порядком нас деморализовало.

- Да, кстати, где вы-то собираетесь ночевать?
- Ээ, обычно мы в палатке дикарями ночуем.. Просто ставим палатку поздно ночью - и всё.. У нас была договорённость с одним человеком в Сантьяго, мы планировали ночевать там, но он в последний момент куда-то испарился. Доедем до Сее - посмотрим, может, там есть, где поставить палатку…

Во мне боролись противоречивые чувства.
- А может в кемпинг? - я не помню, кому из нас пришла в голову эта идея.
- Слушай, а сколько может стоить место в кемпинге?
- 4-5 евро где-то.. У меня к вам предложение. Если хотите, можете присоединиться ко мне: я всё равно буду платить за палатку и машину, а вы просто заплатите за себя и впишетесь в мою палатку, идёт?
Цена ночёвки в кемпинге складывалась из трёх основных компонентов - плата за машину, за палатку и за каждого жильца в палатке. Мы решили, что если это не слишком дорого, то мы согласимся. По приезду оказалось, что удовольствие стоит 4 с копейками евро с носа. Мы решили не жадничать.

Мы немного помогли Бернарду (так звали нашего голландца) с палаткой и пошли искать душ. О, какое это блаженство - душ! Постирать вещи, хоть и за дополнительную плату, тоже было неплохо: они порядком загрязнились.

Над палаткой была предусмотрена бельевая верёвка. Мы повесили наши вещи сушиться. Периодически пытался пойти дождь (в Галисии они даже летом бывают).

Бернард достал гитару и бутылку вина, мы нашли немного еды и сангрии в своих рюкзаках. Мы посидели минут сорок, потом пошли спать.
Утром мы решили все вместе поехать в Финистерру. Благо, недалеко.



Маленький мыс. Крест. Океан. Бесконечность. Пепел от чьего-то костра, камни и цветы на них, качающиеся от вечного ветра. Несколько минут как несколько лет.

Мы поехали обратно в кемпинг.
Кемпинг находился всего в паре минут от океана. Грех было не воспользоваться такой возможностью. Мы пошли купаться.

Бернард зачем-то пошёл в кемпинг, а мы, подождав минут 15, решили слазить в воду. Вода оказалась холоднющая! Мы недолго поплавали и вернулись. Тут пришёл Бернард.

- Ну что, как водичка?
- Холодноватая
- Пойдёмте купаться!

Мы решили, что стыдно будет, если мы, русские, окажемся менее морозостойкими, чем он, поэтому мы быстро пошли в воду.

- Верк, изображаем улыбки, типа не холодно нам, - сквозь стучащие зубы процедила я, с высоко поднятой головой рассекая покрывшимися гусиной кожей конечностями ледяную воду.
Загоравшие на берегу испанцы с удивлением и страхом смотрели на нас.

Бернард решил остаться в кемпинге ещё на пару ночей. Нам тоже очень понравились эти места, но хотелось ехать дальше. Нас ждал Мадрид.
Мы распрощались, обменялись мейлами и пошли на дорогу. Расставания - это то, к чему чересчур быстро приходится привыкать, когда много путешествуешь.

Весёлые пацаны отвезли нас в Сее (кемпинг был-таки между Сее и Финистеррой).

Там нас подобрал очень интересный дядька. Он ехал в Сантьяго и всю дорогу рассказывал нам об истории Галисии и её культурных особенностях. Он показывал нам некоторые интересные черты, присущие этому региону, типы зданий и сооружений. Было очень интересно его слушать. "Какой интеллигентный человек!" - подумала я. Когда мы уже подъезжали к Сантьяго, он неожиданно спросил: "Ничего, если я покурю?". "Курите, мы не против", - ответили мы. "Я не табак, я марихуану".

Вылезаем на развязке перед городом. Нам довольно долго ничего не стопится, после чего останавливается машина, идущая в А Корунью. Решаем ехать с ним - из А Коруньи в Мадрид дорога прямая, будет не сложно уехать.

По пути водитель нас завозит в кафе, где работает его друг. Мы мило общаемся в течение минут двадцати, после чего путешествие продолжается. До вечера мы успеваем доехать до заправки перед Луго. Там решаем остаться на ночь.

Территория заправки была огорожена, и на ограде красовались угрожающие надписи "Неопределённая опасность" и "Проход людям, не имеющим специального доступа, запрещён!". Ну просто "Секретные материалы" какие-то! Помня о злоключениях агентов Малдеа и Скалли в этом сериале, мы решили не нарываться и через ограду не полезли, тем более за ней чувствовалось какое-то непонятное движение. Мы поставили палатку прямо на асфальт, спрятавшись за некое сооружение. Спать было очень холодно. Никогда бы не подумала, что можно так замёрзнуть в Испании.

Утром уехали на машине, идущей в Валенсию через Мадрид.


Мадрид

Этот город вызывает противоречивые эмоции.

С начала до конца нашего там пребывания меня не оставляло чувство, что всё идёт не так, как надо.

Въезжая в город, мы немного запутались. Мне было не понятно, с какой стороны мы в него въезжаем, более-менее вменяемой карты Мадрида у нас не было.

Водитель быстро-быстро мне что-то объяснял с жутким галисийским акцентом, голова моя болела так, что хотелось снять с неё крышку и выпустить пар вскипающих от жары мозгов. После нескольких дней на тёплом севере и довольно холодной ночи было очень сложно адаптироваться к сорока с чем-то градусной жаре.

Мы останавливались у юноши из hospitalityclb, с которым договаривалась Вера.

Утром мы прислали ему смс с заправки около Луго с ответом на вопрос, во сколько мы будем у него, предположив, что между 3 и 3.30.

Звонок в его дверь раздался в 3.15. От Луго (места, где мы ночевали) до Мадрида около 500 км, если я правильно помню. Михай (так звали гостеприимного юношу) был удивлён такой возможностью прогнозировать автостоп.

Сам он румын, живёт в Испании несколько лет, занимается молодёжными движениями и студенческими конференциями.

Мы приняли душ, поели и легли немного вздремнуть.

Вечером мы пошли гулять по городу. Жара спала. Под ногами шуршали иссушенные жарой листья. Многие уезжают летом из Мадрида, город не выглядел полным людей. Памятники, фонтаны, вокзал, ночь.

Потом кухня, пиво, усталость.

Днём мы гуляли, смотрели город. Я позвонила свей знакомой. Она приезжала в Москву полгода назад и останавливалась у меня. Зашли к ней пообедать. Она рассказала, что этим и следующим вечером в центре города фиеста - "Вирхен де Ла Палома".

Мы, конечно, решили туда пойти. В первый день проводился танцевальный конкурс и конкурс национальных костюмов. Танец назывался "Пасадоблес" и по виду напоминал то, что танцуют в России пенсионеры на вечеринках "кому за 40".

Конкурс костюмов делился на несколько частей: женские костюмы, мужские костюмы, костюм эпохи (только подлинные костюмы 19 века) и костюмированные группы. В категории костюмированных групп победила компания людей среднего и пожилого возраста, изображающая "группу в полосатых купальниках" - они были одеты в купальные костюмы позапрошлого века, действительно, что интересно, полосатые.

Во второй день был конкурс мадридского танца "Чотис". Этот танец выглядит очень интересно: мужчина не двигается с места, только поворачивается. Все движения выполняет женщина. Очень жизненый танец.

На празднике мы познакомились с девушкой, участвовавшей в конкурсе платьев. На ней было бархатное платье оперетточной певицы, сшитое её мамой. К сожалению, она не выиграла. На второй день она пришла с настоящим расписанным веером 19 века.

Несколько слов о транспорте.

Мадрид был единственным посещённым нами городом, где мы пользовались общественным транспортом.

Метро в Мадриде по своей схеме напоминает московское.

Оно делится на 2 зоны - основную и южную (в виде кольца).

Для южного метро нужно покупать отдельный билет.

Выгодно покупать билет сразу на несколько поездок (мы взяли на 10 - стоило это около 5-6 евро, кажется - и ездили по одному проездному вдвоём)

Вуду

Гуляя по пятничному Мадриду, мы видели растамана, сидящего на парапете уже не помню какой статуи.

Характерные красные глазки, грязные дреды и пёстрая одежда. Ничего особенного я тогда не подумала.

Середина следующего дня.

Штирлицы в очередной раз согнулись над картой, пытаясь понять собственное местоположение, и вдруг кто-то ударил по карте снизу.

"Это тот же чувак, что прошел мимо нас три часа назад, когда мы из метро вылезали!" - сказала Верка.

"А я его ещё вчера видела, тогда, у памятника!" - вспомнила я.

Мы дотопали до ближайшего газона и сели на травку жевать овечий сыр, что дорог, как скотина. Сыр был вкусен, и скоро мы забыли об инциденте.





Одним из мест в Мадриде, которое мы посетили, был парк Ретиро.




Толедо.

В город Толедо мы приехали с развесёлым марокканцем, с трудом говорившим на испанском. Его немногословность с лихвой возмещалась музыкой, которая гремела (визжала, сопела..) в его машине.

Возможно, кое-кому из вас, автостопщиков, известны беленькие непрозрачные кассетки старого образца, украшенные арабскими надписями. Он поставил одну из них, и в наши нежные уши полилось какое-то жёсткое марокканское техно. После 2х минут прослушивания я решила возобновить попытки разговора с ним, ибо слушать это было невозможно.
Он довёз нас почти до центра города.

Мы немного полюбовались фонтаном, поприставали к кошке, и без того задолбаной жаркой погодой. Так как жара была страшная, мы решили переждать её где-нибудь в кафе.

Недолгие поиски увенчались успехом - и вот мы уже сидим в китайском ресторанчике. Такие ресторанчики имеет смысл иногда посещать в Европе, т.к. кормят там сравнительно недорого и порции большие.

Просидев там около часа, мы предприняли героическую попытку осмотреть город.

После недолгого подъёма по жаре мы решили, что стоит немного удлинить сиесту. Рухнув на скамеечку в тени где-то в центре города, мы принялись смаковать воду, самоотверженно добытую Веркой в "Макдональдсе".

Через какое-то время мы услышали русскую речь. Обернувшись, мы увидели довольно большую группу туристов, говоривших друг с другом по-русски. Оказалось, что это паломники из Казахстана. Уже через несколько минут мы были вынуждены устроить для них пресс-конференцию и ответить на уйму вопросов, как, зачем и правда ли бесплатно мы путешествуем.

Совесть наша не позволила нам долго сидеть на одном месте, и довольно скоро оказались мы у турист информейшн. Там нам любезно разрешили набрать водички ("наверное столько воды, как в тот день, я больше никогда не пила" - заметила Вера, вспоминая этот день), дали карту города и отметили на ней места, которые стоит посмотреть.

Мы недолго повалялись на газоне, разглядывая главный собор, и продолжили импровизированную экскурсию. Пока мы лёжа наслаждались холодной водичкой и прекрасным видом на собор, подъехала какая-то машина. Из неё люди достали и принялись устанавливать высоченные фигуры королей.

Не успели мы далеко отойти от площади, как сзади заиграла музыка. Нас догоняла процессия из музыкантов и людей, одетых в причудливые костюмы рыб и ещё, кажется, каких-то тварей, возглавляемая королями-акселератами. Мы присоединились к процессии. Взрывы петард, мелькание ярких фигур, радостная музыка - очнулись мы от этого уже на выезде из города.

Добро пожаловать в Андалусию!


Байлен

Не подсевши на измену, Не уедешь из Байлена

Дорога из Толедо шла на удивление легко: около полуночи нас взял дом на колёсах, едущий в Гранаду. Мы доехали с ним до местечка под названием Байлен.

Андалусия сильно отличается и от зелёной Галисии, и от Кастилии - центральной Испании, где путешествовал с верным оруженосцем Дон Кихот. По мере продвижения на юг всё чаще мелькают неоновые вывески придорожных борделей, всё реже попадаются места, где из кранов течёт питьевая вода, всё обшарпанее становятся домики. Характерный цвет южных домиков - белый.

При выборе места для ночёвки мы столкнулись с некоторыми трудностями: заправка была заставлена марокканскими машинами. Марокканцы были везде: спали около машин на земле, молились, общались друг с другом. Картина была достойна пера какого-нибудь художника и могла бы называться "Караван на отдыхе", ну или "Великий путь гашиша с Юга на Запад"…

Мы постарались нырнуть в располагавшуюся рядом рощу так, чтобы нас не заметили: мало ли что нашим сегодняшним "соседям" в голову придет. Поставили палатку, легли. И тут мне стало страшно. Мне внезапно начали приходить мысли разной степени бредовости о том, что может произойти, если нас здесь найдут. Желание спать в итоге, правда, победило страх, и мы задрыхли. Проснулись мы чуть раньше обычного. Нас окружал типичный андалусский пейзаж. Мы с удвоенной скоростью собрали палатку, полные решимости поскорей отсюда уехать.

Как бы ни так!

Уезжали мы долго и мучительно. Заправка, на которой мы оказались, работала в двух направлениях, но машин в нужном направлении всё не было и не было. Мы сместились на другую заправку: то же самое. Обе заправки находились близко от автобана, с автобана на съездах стоял указатель заправки.

После довольно длительного "виса" мы решили размять ноги и дойти до ещё одной заправки, упомянутой водителем. Она, правда, оказалась несколько дальше, чем мы предполагали. Дойдя до неё, мы поняли, что здесь нам ловить нечего. Обратно возвращаться тоже не хотелось. Мы решили пойти на ещё один выезд из города.

Жара была страшная. Машины, ехавшие мимо нас, нам не останавливались. Видимо, они ехали недалеко и недоумевали, чего мы от них хотим. Спасение пришло в виде машины, идущей на 5 км и не поленившейся сделать для нас крюк в пару километров до нужной нам заправки.

Херес, Кадис

В город Херес де ла Фронтера мы въезжали на ещё одном караване.

Водитель - заядлый путешественник, его караван украшала солидная подборка наклеек из разнообразных кемпингов Европы. Он показывал нам карты, испещрённые фломастерными пометками - так он отмечал дороги и места, где ему удалось побывать.

Херес - родина одноименного напитка. В самом городе много винных погребов (по-испански "bodega"), в которых можно заказать экскурсию и попробовать разные виды хереса.

Мы, разумеется, предпочли супермаркет. Херес тот же самый, зато за вход платить не надо.

На фото Тио Пепе - известная марка хереса. Кстати, сокращения испанских имён порой вызывают удивление. Пепе - короткая форма имени.. Хосе. И этому даже есть объяснение. Хосе (Иосиф) - "ненастоящий" отец Иисуса Христа, "padre provisorio", кажется. То есть p.p. Отсюда и взялось Пепе.

В Хересе нас встречала Карен - девушка из hospitalityclub, с которой мы списывались в Москве. Она погрузила нас в свою машину и повезла к себе домой - после нервной ночи и утомительного дня на подвиги типа осмотра города мы были не готовы.

Карен живёт в уютном домике на окраине. Во время учёбы переезжает в Севилью. Родители же её, наоборот, на время отпуска переезжают в коттедж поближе к морю (от Хереса до ближайшего приличного пляжа километров 15 - это, по мнению родителей Карен, слишком далеко). Карен прекрасно говорит по-английски и, кажется, даже разочарована тем, что мы предпочитаем испанский. Она мечтает переехать в Германию или Штаты. Испанию не любит, и своему красивому имени Макарена предпочитает более привычное уху европейца Карен.

Мы прожили у Карен 3 дня, успев с ней вместе посмотреть Херес и Кадис. В продолжение дня было довольно жарко, поэтому с полудня до 4-5 часов дня мы сидели дома. Дабы не терять времени, мы с Веркой в один из дней наварили щей и потушили капустки - очень хотелось угостить нашу гостеприимную хозяйку чем-нибудь русским. На следующий день она "в отместку" сделала нам паэлью.

Мы познакомились с парой друзей Карен. Оказалось, что все они из тусовки любителей аниме. Было очень весело, сидя на пляже в Кадисе и потягивая "Сан Мигель", обсуждать по-испански приключения знакомой мне с детства "Сейлормун - Луны в матроске" (был такой сериал о девочках-воинах).

Грустно покидать её гостеприимный маленький домик, но время наше подходило к концу, и мы на четвёртый день отправились в Севилью.

Севилья

Не скуривши сенсемильи, Не уедешь из Севильи

Добраться из Хереса до Севильи было не сложно. Наз подвёз едущий на работу (иногда выходить на трассу рано очень полезно!) мужчина.

Севилья - один из основных городов, привлекающих туристов. У города богатая история. Необычная архитектура города, стиль которой напоминает о владычестве арабов (юг Испании был более всего подвержен их влиянию), действительно достойна восхищения.

На главной площади слышен стук кастаньет: торговцы веерами, кастаньетами и прочей сувенирной продукцией облюбовали это место.

Погода была прекрасная, мы посмотрели центр города, сходили в бесплатный для студентов музей (бывший дворец), закупились едой в супермаркете и пошли в сторону выезда из города.

На выездной заправке мы проторчали больше часа - машин, идущих хотя бы до следующей заправки в сторону Мадрида, практически не было. В итоге мы уехали до поворота на аэропорт: как нам объяснил водитель, оттуда можно было дойти пешком, причём даже не по автобану, а по тротуару (там ещё попадались жилые кварталы), до более удобной в нашем случае заправки.

На заправке мы обнаружили фуру с португальскими номерами.. Я жестом спросила водителя, не хочет ли он нас подвести. Он ответил что-то, по-видимому, означавшее, что он собирается отдыхать.
Мы немного поголосовали, после чего фура подала признаки жизни и не спеша доползла до нас. Водитель согласился взять нас до Мадрида.
Где-то на полпути он заехал на заправку.
- Можно я покурю? Мааленький косячок. Пожааалуйста! - виноватым тоном спросил нас водитель.
- Курите, - уже привыкнув к такому положению дел в Испании, ответили мы.

- Да, кстати, это - один из самых опасных участков дороги! - весело заметил водитель через некоторое время. Наша груженая фура с прицепом весело взбиралась в горку. Бояться чего-то было бессмысленно.
На въезде в Мадрид мы остановились. Он поставил фуру на стоянку, пересел в свою легковушку и довез нас до нужной заправки на выезде на Сарагосу.

Царица полей, кукуруза!

Приехали мы ночью на вышеупомянутую заправку. Поздно, машин нет, хочется спать. Ставиться не особо есть где: либо в загаженных (спасибо, мы это уже проходили) кустах рядом с фурами, либо в кукурузе. Наученные горьким (точнее, хм, ароматным) опытом, ставим палатку в более-менее удобном и незаметном с дороги месте в зарослях кукурузы.
Расстелились, легли…
- Маш!
- Чё?
- Кошка
И правда, слышно настойчивое мяуканье.
- А не пошла б она…Мда.. - я задумалась. - Не самое лучшее место, если нас здесь поймают.
- Что, может что-то не так быть?
- Ну да, теоретически оштрафовать могут: это поле кому-то принадлежит, наверно, и этот кто-то вряд ли будет рад непрошеным гостям.
- Может, тогда лучше переставить палатку подальше?
-Пойду поищу место поукромнее.

Залезаю в Веркины тапки, выползаю из палатки. Кошка куда-то делась. По полю сколько ни ходи - лучше места нет. Есть места, подобные тому, где мы встали, но чуть более удалённые. Мы перемещаемся чуть-чуть подальше и ложимся спать. Ночь тёплая, огни заправки слегка просвечивают через нашу палатку. Мы не ставили ставить тент, потому что дождь в это время года в центральной и северной Испании вероятен как снег в Москве в июле.
Просыпаюсь от странного звука: будто капли по палатке барабанят. Быть того не может… Однако, мокро!
Бл*, поливалка! Чёртов сельскохозяйственный прогресс!
Тут мой ещё затуманенный сном мозг посетило озарение: вечером, когда мы ложились, я видела поливалку вдалеке. Маленький такой фонтанчик на противоположной стороне поля. Как он сюда добрался (и, главное, зачем?)!
Впрочем, думать некогда. Мы хватаем свои вещи в охапку и бежим. В лучших традициях голливудского фильма, когда в замедленной съёмке герои убегают от взрыва за их спинами. Мокрые и не очень счастливые, мы ставим палатку под чахлым деревцем.
"Здесь, наверно, поляки в туалет ходят" - синхронно думаем мы. Но ничем подозрительным не пахнет, и мы мирно засыпаем.
Первое, что я вижу утром - это спина отливающего мужика. Был ли он поляком, не знаю, но отливал он не на нашу палатку (если быть точнее, он вообще отливал не на палатку), и этого мне было достаточно, чтобы не обращать на него внимания.
Мы собрались и пошли на трассу. Неизвестно, было ли перемещение поливалки злым умыслом (вдруг, пока я искала место для перестановки палатки, меня заметили и решили выдворить за пределы своей частной собственности таким вот садистским способом!), или так распорядилась судьба: когда мы проснулись, мы не смогли обнаружить никаких следов помешавшей нашему сну дьявольской машины. Как сказал бы Маяковский, "С тех пор я ненавижу поливалки".

Арагон. Сарагоса.

В центре города Сарагоса проблемы с общественным туалетом. Туалет здесь - редкое благо, которое берегут от абы кого. Почти на каждом кафе висит табличка, сообщающая, что туалет - только для посетителей. В Сарагосе мы впервые видели интернет-кафе без туалета. А ещё в Сарагосе есть Пласа де ла Сеос (если читать быстро, звучит, как "Пласа дел Асеос" - "Туалетная площадь"). Не смотря на этот необычный жесткий дефицит, мы успешно удовлетворили свои разнообразные нужды и пошли гулять по городу.
Город издалека смотрится очень эффектно: шпили башен собора и парк весьма красивы. Погуляли по набережным, сфотографировали очень странный монумент - человека в средневековой одежде, сидящего на камне с бокалом, и второго - "собутыльника". Ещё в Сарагосе на главной площади очень красивый фонтан и грустный такой бронзовый Гойя.
Сарагоса была нашим последним испанским городом, поэтому мы вновь разорились на кафе. Нас накормили очень вкусно и принесли нам бутылку обалденного креплёного вина. Часть его была нами немедленно уничтожена, основная же его часть была перелита во фляжку. Мы посмотрели замок, реконструированный "с нуля" (из-за того, что его всё ещё строят, мы прозвали его памятником молдаванского зодчества 21 века), но внутрь не пошли.
Выезжали мы из города довольно долго. Памятуя о том, что было на лионском автобане по пути в Испанию, мы решили попробовать овернайт, но, оказавшись на заправке перед Барселоной в час ночи и немного там повисев, пошли спать. На этой заправке мы встретили двух девушек - как вы думаете, откуда? - из Москвы, они ехали стопом в Барселону.

Дорога домой

Дорога домой шла легко - выехав утром из Барселоны, мы к вечеру оказались в Дижоне, где познакомились с парочкой французских автостопщиков и сумасшедшей потерявшейся кошкой с суицидальными наклонностями (пока мы стояли на позиции, она металась по асфальту и пугала и без того напуганных видом двух жёлтых существ с рюкзаками водителей). Когда мы уже почти решили пойти ставить палатку и пить вино с коллегами по несчастью, нас подобрала идущая в Бремен машина. Парочка возвращалась с южного берега Франции на родину.
- У меня ноги воняют, потерпите? - спросила немецкая девушка. - Да, там сзади картины, поаккуратнее с ними, ок?
Утром мы в Бремене, к вечеру - в Мальмё. Там мы ночуем (всё-таки тяжело ехать 2 ночи подряд), и к середине дня оказываемся в Стокгольме. Покупаем билеты на ночной паром в Турку и идём смотреть город.
Стокгольм мне после Испании совсем не нравится - серо как-то, погода плавно портится. Часто слышим русскую речь - видимо, сегодня много экскурсионных автобусов приехало.
Опустошение. Путешествие заканчивается, мы почти дома.
- Смотри-ка, шары!
И правда, в небе висят непонятно откуда взявшиеся воздушные (или как они там называются - те, на которых люди летают) шары. Нам сразу вспомнились анекдоты про эстонских парашютистов и про то, что хорошо, что коровы не летают. Интересно, как решают этот деликатный вопрос летающие на воздушном шаре? Или до земли терпят?
На пароме в этот раз даже объявления по радио переводят на русский (обычно они на финском, шведском и английском). Родина подкрадывается всё ближе и ближе.
Так и не найдя утром на пароме машины в нужную сторону (вот невезуха: автобусов на пароме полно, а машин почти нет), выбираемся на выезд на локалах. В Питере оказываемся вечером. Страшно неохота ехать в ночь на Москву, но не менее неохота проводить эту ночь в разговорах и рассказах. Иногда впечатлениям стоит немного настояться прежде, чем стать угощением для друзей.
Выходим из м. Купчино. Темно, небольшое количество пьяных и не очень людей..
На повороте на Колпино оказываемся в районе половины двенадцатого. Наблюдаем какие-то непонятные перемещения машин. После получасового стояния нам становится совсем грустно, и мы решаем повернуть назад, в Питер. Я перехожу дорогу и звоню питерскому другу, до которого возможно добраться невзирая на мосты. Только я кладу трубку, Вера машет мне. Машина на Москву…
На дороге была авария, и мы долго стояли в пробке. Мы въехали в Москву, когда уже вовсю настало утро и машины, подрезая друг друга, рвались к центру города, который, похоже, не заметил нашего отсутствия. Серое небо, мы прощаемся возле метро. У меня в рюкзаке бутылка хереса, я еду домой обнимать родителей и любимого и смывать с себя вместе с дорожной пылью то особое настроение, какое даёт дорога…